Вильям стейниц. Первый шахматный чемпион. Карьера и успех

Вильгельм Стейниц (1836-1900)- австрийский и американский шахматист, ставший первым чемпионом мира. Автор нового для своего времени учения о позиционной игре, сменившей ранее доминировавшие идеи «романтической» школы.

Вольф Стейниц (имя Вильгельм шахматист принял позже) появился на свет 14 мая 1836 года в Праге в многодетной еврейской семье. Будущий чемпион был последним, тринадцатым ребенком. Его отец Йозеф-Соломон зарабатывал на жизнь шитьем одежды, но денег все равно категорически не хватало. С азами древней игры Вильгельм познакомился в 12 лет глядя на то, как играет отец и сразу обнаружил недюжинный талант. При этом школьные учителя отмечали в мальчике неплохие математические способности.

Одним из переломных моментов в судьбе Стейница стал его переезд в Вену. В 1858 году он приехал в австрийскую столицу, чтобы учиться на журналиста. Но вместо этого стал заниматься математикой в венской политехнической школе, обучаясь на инженера. По причине постоянной нехватки средств, молодой человек стал наведываться в кафе «Куропатка», где традиционно собирались местные любители шахмат. Здесь размещали ставки на партии, поэтому Вильгельму удавалось заработать определенные деньги. Тогда подобные заведения были подобиями современных спортивных клубов со своими правилами и чемпионами. Молодой 23-летний Стейниц покорил всех завсегдатаев кафе умением играть вслепую. Вскоре он бросил учебу и начал работать репортером.

Начало выступлений

Примерно в это же время Стейниц приступил к выступлениям в соревнованиях, проводимых под эгидой Венского шахматного общества. Его успехи были поступательны: 1859 год-3 место, 1860 год- 2 место и 1861 год-1 место. Вскоре он уезжает в Лондон, где участвует в международном лондонском турнире, представляя Австрию, и занимает там 6 место. За это шахматист получает титул маэстро.

После этого он остается жить на Туманном Альбионе, где проводит серию встреч против сильных шахматистов- С. Дюбуа, Д. Бэкберна, Ф. Дикона, В. Грина и во всех из них одерживает победы. Затем Вильгельм закрепляет свой успех победами на турнирах в Дублине (1865) и Лондоне (1866). Уже в это время на фоне типичной комбинационной игры у Стейница начинают проглядывать нотки стратегического подхода к ведению партии.

Лондонский этап

Первые серьезные успехи стали основанием для встречи Стейница с , который признавался, после отхода от шахмат , сильнейшим игроком на планете. В 1866 году между ними состоялся матч, который закончился пусть не убедительной, но победой австрийца (+8-6). После этого были побеждены старые знакомые Г. Берд (1866) и Д. Блэкберн (1870). Это позволило признать Стейница самым сильным шахматистом Британской империи.

А вот на турнирах ему долго никак не везло: Париж (1867)- 3 место, Данди (1867) и Баден-Баден (1870)- 2-е места. Только в 1871-1872 годах он первенствовал на турнирах в Лондоне, а затем поверг будущего соперника по чемпионскому матчу И. Цукерторта. В 1873 году Стейниц делит 1-2 места на венском турнире, после которого выигрывает микроматч у Блэкберна.

В этом же году Стейниц активно занялся журналистикой и начал вести шахматный отдел спортивного издания «Филд». Свою миссию он видел в пропаганде собственного метода ведения игры и поиске фундаментальных законов в шахматах. На ближайшие три года эта работа станет для него главной и об участии в соревнованиях пришлось пока забыть.

Возобновление шахматной карьеры произошло в 1876 году, когда состоялся матч против Блэкберна. Лондонский поединок продемонстрировал небывалую мощь игры Стейница, заставившего капитулировать своего, отнюдь не слабого соперника, 7 раз подряд. Существовавшие у кого-либо сомнения в том, кто игрок №1 в мире отпали окончательно. Видимо, этого же мнения придерживался и сам Стейниц, вновь оставивший шахматы на долгих шесть лет.

Американский этап

В 1882 году Вильгельма увольняют из редакции и на этом подходит к концу двадцатилетний лондонский этап его жизни. Он остался без работы и средств к существованию. В это время ему поступает предложение из-за океана и вскоре шахматист вместе с семьей переезжает в США. Стейницу было 46 лет и его знаменитая борода была уже наполовину седой. Вильгельма одолевала хромота, поэтому ходил он с костылем, зато его фигура не утратила решительной осанки.

Поселившись в Нью-Йорке, Стейниц вновь отошел от соревновательной практики, сосредоточившись на издательском деле. Он выпускал журнал «InternationalChessMagazine», параллельно занимаясь созданием теории позиционной игры.

В 1884 году здесь состоится личная встреча Стейница с Морфи, по условиям которой они договорились не общаться на шахматные темы. Правда, ни о чем другом они толком поговорить не сумели и спустя полчаса, проведенных в тягостном молчании, шахматисты расстались. Спустя несколько месяцев Морфи не стало.

Матч за чемпионство

В январе 1886 года в Нью-Йорке на пятой авеню начался первый в истории планеты шахматный матч за звание чемпиона мира. Этот поединок стал возможен лишь после кончины Морфи, так как Стейниц считал кощунственным разыгрывать мировую корону пока был жив великий американец. Вильгельм решил вызвать на поединок немца Иогана Цукерторта, которому уступил на турнире в Лондоне в 1883 году. Тем более, что именно он занял место Стейница в редакции.

Подготовительный этап к матчу занял два года. Переговоры проходили тяжело, так как немец считал, что ему никому и ничего доказывать не надо- он и так сильнейший. Стейниц, наоборот, считал необходимым в игре обосновать свою силу и мечтал доказать закоренелому тактику Цукерторту правильность разработанного позиционного метода.

По правилам встречи матч должен был начаться в Нью-Йорке и играться там до 4-х побед одного из игроков, затем по этой же схеме в Сент-Луисе до 3-х побед. Завершалось противостояние в Новой Орлеане- малой родине П. Морфи. Партии проходили с контролем времени 120 минут на 30 ходов, а после перерыва еще по 60 минут на 15 ходов. Чемпионом объявлялся тот, кто первым одерживал 10 побед. При возможном исходе 9:9 матч должен быть прерван без выявления победителя. При этом каждый шахматист платил взнос в 2 тыс. долларов.

В Нью-Йоркской части встречи, несмотря на победу в первой партии, Стейниц уступил, заставив соперника подумать о своем превосходсвте. Однако в Сент-Луисе Вильгельм преобразился и одержал три победы, сравняв счет в поединке. В Новом Орлеане Цукерторт окончательно надломился и сумел добыть лишь одну викторию. В результате Стейниц одержал 10 побед и поверг противника с общим счетом 12,5:7,5.

В последующем он трижды будет успешно отстаивать свое звание. Вильгельм дважды не дал отобрать чемпионский титул Михаилу Чигорину (оба поединка состоялись в Гаване в 1889 и 1892 годах) и один раз И. Гунсбергу (Нью-Йорк, 1891). Однако в 1894 году он уступил чемпионство (+5-10=4).

После чемпионства

Потеря шахматной короны не отбила интереса к выступлениям и Стейниц продолжил принимать активное участие в состязаниях. В его коллекции победа на турнире в Нью-Йорке (1895), 2-е место в Санкт-Петербурге (1896), а также более скромные итоги борьбы в Нюрнберге (1896)- 6-е место, Кельне (1898)- 5-е место, Лондоне (1899)-10/11 места. Между турнирами он успел сыграть матч-реванш против Ласкера (Москва, 1897), в котором был полностью разгромлен (+2-10).

Шахматные достижения

Вильгельм Стейниц- первый в истории официальный чемпион мира, заложивший основы современных шахмат. Созданная им позиционная теория была изложена в авторских трудах «Современная школа и ее традиции», а также «Морфи и шахматная игра его времени». Он осуществил глубокий анализ множества партий своих современников и предшественников и пришел к убеждению, что успех комбинационным атакам приносила несовершенная защита. Вместо постоянного поиска тактических ходов, Стейниц предлагал использовать стратегию оценки позиции.

Основным постулатом его концепции стала теория равновесия, в которой утверждалось, что при безошибочной игре в партии следует одно равновесие за другим. Нарушают его неправильные действия игрока, который своими ошибками предоставляет инициативу противнику. Он непременно должен ее развивать, иначе преимущество отойдет сопернику. В свою очередь, защита должна основываться на принципе экономии сил- при совершении оборонительных действий нужно идти только на те уступки, которые действительно необходимы, при этом непременно избегая ослабления пешечного расположения. В итоге маэстро пришел к выводу, что логика действий шахматиста определяется особенностями позиции.

Имя Стейница носят вариант защиты в испанской партии, французской защите, позиции в венской партии и ферзевом гамбите. Несмотря на то, что многие позиции сегодня оцениваются иначе, чем это делал Стейниц, ключевые положения его теории продолжают лежать в основе современной шахматной стратегии.

Сложный человек

Первый чемпион был упрямым, очень честным и одержимым игрой человеком, как многие люди такого склада характера, очень трудным в общении. Он любил заниматься нравоучениями и абсолютно не терпел возражений.

Нелегкая жизнь шахматного профессионала пагубно отразилась на здоровье Стейница. Он стал страдать повышенной нервной возбудимостью, от которой лечился, принимая холодные ванны. Поначалу это приносило свои плоды, но затем болезнь стала прогрессировать и справиться с ней было всё трудней. В 1897 году после встречи с Ласкером у него случился тяжелый припадок, и он был доставлен в одну из московских больниц. Затем последовало кратковременное улучшение, но после возвращения в Нью-Йорк его состояние заметно ухудшилось и стало сопровождаться бредовыми идеями. Он мог часами бродить по улицам и размахивая тростью говорить с мифическими собеседниками. В результате, по настоянию окружающих, Стейниц был помещен в психиатрическую больницу, где и скончался от сердечного приступа 12 августа 1900 года.

  • Накануне смерти Вильгельм заявил, что сквозь него проходит электрический ток, который управляет шахматными фигурами.
  • Переселившись в Нью-Йорк, Стейниц специально выбирал маршрут прогулки мимо дома, где жил легендарный , чтобы ненароком с ним повидаться.
  • Именно Стейниц настоял на том, чтобы победитель его матча с Цукертортом был официально объявлен чемпионом мира.
  • В ходе глубокого анализа Стейниц выработал некоторые постулаты шахмат, которые до сих пор продолжают быть актуальными. Например, обладающий преимуществом игрок должен непременно идти в атаку, иначе он может растерять имеющуюся инициативу.
  • Во время жизни в Лондоне, испытывая нехватку денег, Стейниц зарабатывал, поигрывая в кафе «Гамбит». Там у него появился постоянный клиент, который мечтал выиграть у маэстро хотя-бы партию. Однажды Стейницу посоветовали специально поддаться, чтобы поклонник не разочаровался в себе, и великий шахматист согласился. В одной из партий он специально подставил ферзя и признал себя проигравшим. Находившийся вне себя от радости счастливчик со словами «Я победил чемпиона» выскочил из кафе… и больше туда не вернулся.

Видео

Фрагмент фильма «Тринадцать чемпионов» (1993 год), о первом чемпионе мира Вильгельме Стейнице.

Лучшие партии

В подборку вошли лучшие партии Стейница сыгранные в период с 1862 по 1899 годы.

Добрый вечер!

(Матч между Стейницем (справа) и Андерсеном (Лондон, 1866). Победителя двух международных турниров (1851, 1862) считали фаворитом)

Продолжая рассказ о сравнительно молодом Стейнице, мне бы хотелось остановиться на периоде, который был чем то - вроде переходных в его шахматном мировоззрении. Т.е. стать апологетом сухой и расчётливой позиционной школы, из яркого тактика «а-ля Андерсен»- это однозначно не «решение двух дней».

Напомню, что заняв в 1862 году достойное, но не чемпионское 6 место во 2-ом лондонском международном турнире, Вильгельм остался жить в Лондоне.

Пожалуй, этот переезд сыграл важную роль, в генерации будущей «теории Стейница». Тут дело вот в чём.

Австро-немецкая шахматная школа, в ней доминировали преимущественно игроки остро-атакующего (староитальянского стиля). Фамилии лучших - Фалькбеер, Альгайер, Гампе… эти фамилии встречаются исключительно в монографиях по острейшим гамбитам.

Переехав из Вены в Лондон, Стейниц обнаружил более спокойную и планомерную игру английских шахматистов… т.е. подметил совсем альтернативный путь к победам, так сказать без лишних «шумовых эффектов».

Он нашёл для себя интересным заняться исследованием лучших партий игранных и в том и в другом стиле. Т.е. поставил для себя задачу найти свой оптимальный путь на основе лучшего от всех… как-то его описать для себя и сформулировать.

Кроме того, его интриговал Морфи. Всё таки он разбил Андерсена очень уверенно. При этом играл и не как осмотрительные англичане, и ни как Андересен…
Этот подход к игре Морфи, казался ему самым лучшим. Он оценил, что Морфи не шёл на атаку любой ценой, и не возражал против эндшпилей, если в них его ПОЗИЦИОННОЕ преимущество было значительно.

Ещё очень немаловажный момент, именно начиная со Стейница- можно говорить, что искусство защиты, и вера в возможности обороны- были поставлены на равных с умением атаковать!!!

Анализируя партии матча Морфи - Андерсен, он призадумался, что даже пусть Морфи - «маг и волшебник шахмат», но он и проигрывал! А это значит, что возможно задать такие условия, при которых «волшебникам» вроде Андерсена или Морфи- не проигрывать. Вот просто не проигрывать!

Словом это всё было не за два дня, но в период с 1862 по 1866 год (матч против Андерсена)- у Стейница уже была уверенность, что шахматная игра подчинена определённым законам, и что какие-то признаки становятся определяющими в позиции.
Такие доминирующие над остальными признаки- позволяют резко сузить рассмотрение второстепенного в партии, что бы выработать наиболее сильный план действий.

Матч 1866 года против Адольфа Андерсена, походил необычайно жёстко и интересно! Из 14 партий- ни одна не завершилась вничью!!! При этом ход поединка был драматичным и спортивно-зрелищным.

Что было интересно, это был первый матч, в котором игра шла с временным регламентом!
Традиционных шахматных часов ещё не было, но судья отслеживал норму- 2 часа на 20 ходов…

Вот его краткая хронология этого матчевого поединка по партиям:

1) Андерсен начал матч со своего коронного гамбита Эванса и открыл счёт 1-0

2) В ответной своей белой партии Стейниц играл не менее дерзким гамбитом Сальвио
(1.e4 e5 2.f4 e:f4 3.Kf3 g5 4.Cc4 g4 5.Ke5 Фh4+ 6.Kpf1 Kh6 7.d4), и счёт сравнялся-1:1

3) Неизвестно какого-рода проблемы испытывал в этот момент Андерсен (может быть давило заявление до начала матча, что Стейниц не выиграет ни одной партии), но он откровенно «поплыл». Он дважды проиграл в гамбите Эванса белыми, и один раз повторно в гамбите Сальвио. Счёт стал с серьёзным отрывом 30 летнего Стейница - 4:1!

3) В 6-ой партии, Андерсен прибегнул чёрными к Сицилианской защите и добился непростой и затяжной победы- 2:4

4) Видимо на волне этого успеха, вслед за этой победы Адольф побеждает ещё в 3-х партиях подряд!!! Дважды белыми в Эванса и один раз (наконец таки!) чёрными в Сальвио. И вновь выходит вперёд! 4:5 ! Многие болельщики в этот момент посчитали, что Стейниц как противник убит психологически, но и здесь и в последующих матчах сказался фактор Стейница- он прекрасно играл концовки матчей!

5) Следующие две партии побеждает вновь Стейниц (в обоих гамбитах), а в 12 партии Андерсен повторно применяет Сицилианскую защиту и побеждая сравнивает счёт!
6:6! Упорнейшая борьба в матче до 8 побед, без учёта ничьих…

И вот следующая тринадцатая партия стала переломной, не только в матче, но и возможно в концепции игры самого Стейница вообще!

Проиграв эту необычную для себя партию Андерсен, растерялся и вслед за ней проиграл ещё и 14-ю последнюю партию. В тринадцатой он увидел принципиально иного, гораздо более сильного противника, чем тот с которым он играл до этого 12 партий здесь и две на турнире 1862 года…

Стейниц и вправду до этой партии играл сам как Андерсен, в этой партии, он чёрными не только не дал сопернику шансов на успех, но и продемонстрировал небывалую рациональность и поступательность в игре.

Именно эту партию «переходного" Стейница, я бы и хотел Вам сегодня представить!

Андерсен - Стейниц
(1866 год, матч/ 13 партия, Лондон)

Испанская партия.

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6

Диаграмма №1

Последний ход чёрных- подчёркнутая сдержанность и ставка в игре на прочное построение, гарантирующее отсутствие кризиса в дебюте.

5.С:с6 ?! b:c6 6.h3

Диаграмма №2

Приведу интересную цитату от Эм.Ласкера по поводу хода h3 в исполнении Андерсена:
«Белые тратят темп на защиту от Cg4 (Андерсен напрасно полагает, что конь сильнее слона), и как мы увидим дальше, ослабляет свою пешечную фалангу. Возможно течение этой партии побудило в Стейнице мысли, составившие потом основу учения о пешечной фаланге».

6… g6!?
Этот интересный ход и план связанный с последовавшим в партии пешечным штурмом на королевском фланге, стал прообразом метода игры чёрных в современных схемах староиндийской защиты или Английского начала.

Слон развивается именно на g7, где ему предназначена не совсем традиционная функция для слонов. О ней немного расскажу, т.к. это действительно нужно понять.

Расположив вроде бы в замкнутое положение слона g7, чёрные намерены использовать его для улучшенного наблюдения за центром, который белые будут пытаться открыть ходом d3-d4, а заодно что бы он замещал пешки и прикрывал короля чёрных… намечен реальный пешечный штурм ослабленной ходом h2-h3 рокировки белых- путём надвижения пешек g и f. А при случаи подключится и третья пешка h. Такие рискованные фланговые операции возможны лишь при очень стабильном и желательно закрытом центре.
Слон на g7- призван бороться против вскрытия центра белыми.

7.Kc3 Cg7 8.0-0 0-0 9.Cg5 ?!

Диаграмма №3

Снова не сильнейший подход к позиции.

Белым совершенно не следовало «провоцировать» чёрных на полезный для наступления пешек королевского фланга ход h7-h6. Лучше было 9.Сe3

9… h6 10.Ce3 c5

Диаграмма №4

Чёрных интересует полная заморозка активности в центре. Полная стабильность. В этих условиях пешечный штурм пройдёт без риска собственному королю.

11.Лb1 Ke8
Диаграмма №5

Нельзя сказать, что в этой партии Андерсен сидел сложа руки и за это справедливо поплатился. Нет. Он готовит важное для получения контригры продвижение пешки b, с целью открыт линии ферзевого фланга и устранить пешку с5 от контроля над полем d4.

Просто шансы на успех ввиду более сильного плана у чёрных выше. Сейчас Стейниц готовит проведение f7-f5 и начнётся пешечное наступление на королевском фланге. Вслед за пешками направятся и чёрные фигуры…

Ближайшая игра строится у соперников ровно в этом ключе.

12.b4 c:b4 13.Л:b4 c5!
Диаграмма №6

Обратите внимание! Все ходы начиная с 6… g7-g6 у Стейница вписаны в единый стратегический план. Он намерен использовать ослабление h2-h3 пешечным штурмом, для его осуществление он борется против самой главного возражения соперника - взрыв в центре! Поэтому он не считается с ослаблением поля d5, для него важнее центр держать «на замке».

14.Ла4
Опасное путешествие ладьи. Гораздо лучше было- 14.Лb2 f5 15.Kd5 Kf6

14… Cd7 15.Ла3 f5
Диаграмма №7

«Пешечная фаланга чёрных пришла в движение» (Эм.Ласкер)

16. Фb1 Kph8?!
Диаграмма №8

C одной стороны ход формально правильный. Чёрные убирая короля в угол страхуются от возможных угроз их короля по диагонали b1-h7, также в перспективе может быть использовано поле g8 для ладьи.
Однако конкретно сейчас неплохо смотрелся выигрыш пешки 16…f:e4 17.d:e4 C:h3

Ну и уж куда более сильной выла такая профилактика - 16… Кс7 и не получается атаковать пешку а7, ходом 17.Фb7? из-за 17… Лb8 18.Ф:а7 Ла8

17. Фb7 a5 18.Лb1 a4
Диаграмма №9

Сейчас Андерсену можно было трезво оценить- размен ферзей это выход из затруднений, но Андерсен…. он Андерсен:-)). Вместо предложения размена ферзей (19.Фb6) , он захотел «трубить временный отбой».
Также анализы показали, что хорошие перспективы для уравнения оставлял ход 19.Кd5

19.Фd5?! Фc8 20.Лb6 Ла7
Диаграмма №10

Таким боковым ходом, чёрная ладья не только уходит из под удара фрзя d5, чем развязываются руки у чёрного ферзя и слона (они прицелились к пункту h3), но и готовится переброска на поля f7 , g7 для поддержки сзади штурмующей колонны чёрных пешек.

Сейчас профилактику Андерсена на следующем ходу осудили комментаторы, но мало что предлагалось взамен… Вот лучшее из возможного (предложено Гарри Каспаровым)
21.Фс4!? f4 22.Cd2 - не опасаясь 22… C:h3!? 23.g:h3 Ф:h3 - после 24.Ке1 f3 25.Kd3 - больше чем ничья за чёрных великий чемпион не видит (см. диаграмму №11)

Диаграмма №11 (возможный вариант в партии)

21.Kph2 ?! f4 22.Cd2 g5 23.Фс4 Фd8 24.Лb1?
Диаграмма №12

А вот это ошибка. Атака чёрных развивается без препятствий. Лучше было - 24.Kd5

24… Kf6?!

Сейчас как указал Гарри Каспаров- чёрным следовало сделать всего лишь последний подготовительный ход 24… Kc7! , беря под контроль поле b5 и белые были бы беспомощны против пешечного штурма на королевском фланге.

25.Kpg1?! Kh7 (защищая пешку g5, что бы надвинуть пешку на h5 и потом g5-g4)
26.Kpf1
Диаграмма №13

Следовало играть 26.Kb5!? Фb8 27.Кс3

26… h5 27.Kg1?
Диаграмма №14

Решающий промах. «После 27.Кb5 Ла6 28.Kc7 Ла7 29.Ke6 - ничего смертельного для белых не видно» (Г.Каспаров)

27… g4 28.h:g4 h:g4 29.f3
Диаграмма №15

Лишь способствует атаке белых.

29… Фh4 30.Kd1 Kg5
Диаграмма №16

В исполнении Вильгельма Стейница, мы сейчас наблюдаем типичный сценарий успешного пешечного штурма от позиции собственной рокировки:

Надвинутые пешки, позволяют своим фигурам перегруппироваться за цепью, таким образом, что бы последующее вскрытие линий и диагоналей - было смертельным для защищающегося.
Белые имея меньше пространства и физически места для своих фигур, гибнут.

31.Се1 Фh7 32.d4
Диаграмма №17

Отчаянная попытка немца сбить Стейница с накатанной дороги, создать хаос… не помогает.

32… g:f3 33.g:f3 Kh3 !?
Диаграмма №18

Гораздо проще вело к цели 33… c:d4

34.Cf2 K:g1 35.d:c5 Фh3+ 36.Kpe1
Диаграмма №19

Совсем плохо вместо 36.Kpe1 было 36.Kp:g1 из-за 36… Лg8

36… K:f3+ 37.Л:f3 Ф:f3
Диаграмма №20

Здесь без ладьи и под атакой, можно было спокойно сдаться, но сделал это обескураженный Андерсен только через 5 ходов.

Вильгельм Стейниц

Шахматы - не для людей слабых духом. Шахматы требуют всего человека, полностью, и такого, кто умеет не держаться рабски за пройденное, а самостоятельно пытается исследовать их глубины. Это правда, что я тяжелый, критически настроенный человек, но как же не быть критически настроенным, когда столь часто слышишь поверхностные суждения о положениях, всю глубину и смысл которых видишь лишь после тщательного анализа. Как можно не гневаться, когда видишь, что рабски держатся за устарелые методы лишь для того, чтобы не выходить из своего мирного спокойствия. Да, шахматы трудны, они требуют работы, и меня может удовлетворить лишь серьезное размышление и ревностное исследование. Только безжалостная критика ведет к цели. Но критически мыслящий человек считается многими врагом, а не тем, кто прокладывает путь к истине. Но меня никто не свернет с этого пути».

Так говорил шестидесятилетний Стейниц в беседе с Бахманом. И не приходится сомневаться, что аккуратный Бахман с особой точностью записал именно эти слова. Они прекрасно характеризуют Стейница, но только ли Стейница? Разве не родственны они большому человеку в любой отрасли искусства мышления? Но то, что это - стейницевские слова, то, что они - жизненный лозунг профессионала-шахматиста, - наилучшее доказательство того, что и в шахматы, эту «развлекательную» как будто игру, отличающуюся от других игр лишь своей сложностью, можно вложить и несгибаемую волю, и благородную эмоцию, и честность мышления, и ненависть к оппортунизму, беспринципности, трусости, умственной и волевой вялости, - словом борьбу за элементы новой человеческой культуры. И в этом смысле шахматы стоят наравне с любой другой отраслью науки и искусства. Своим отношением к шахматам Стейниц поднял их на небывалую высоту. Это то, что сделал Стейниц для шахмат.

Но не меньше сделал Стейниц в шахматах. Об этом уже говорилось в рассказе об его жизни, - как же иначе, если жизнь его неотделима от жизни шахмат? А подводя итоги, можно сказать, что, углубя в шахматах элемент искусства, он дал им в то же время научную базу. Так называемая теория дебютов - это «первая книга для чтения» каждого квалифицированного шахматиста, и на каждой странице этой книги не один раз и не два раза встречаем мы все то же имя Стейница. И это далеко не все. Ведь теория дебютов была, с точки зрения Стейница, лишь составной частью общей концепции шахматной игры, которой придал он, как мы видели, философское звучание. Пусть вся стейницевская теория создана в процессе практической игры, т. е. не так, как с точки зрения застойной буржуазной мысли создаются «научные теории». Если провести здесь аналогию между борьбой шахматных фигурок и борьбой социальных сил, то ведь гениальнейшая теория революционного социализма создана в неотъемлемом взаимодействии с жизненной практикой, в силу чего жрецы буржуазной науки и объявили ее в свое время «ненаучной».

Вильгельм Стейниц

Специфика шахмат требовала ежедневно и ежечасно практической проверки стейницевской теории и, будучи «человеком дела» в шахматном смысле слова, он бросился мужественно и страстно в эту проверку. И в этой проверке, как говорит выдающийся шахматный теоретик Рихард Рети, «искал он не быстрых успехов, а устойчивых, прочных ценностей». Только забывал в этих поисках, что шахматы не только искусство на научной базе, но и спорт. И эта забывчивость роковым образом отражалась на его личных успехах, на количестве единиц в его турнирных и матчных таблицах. В маститой «Британской энциклопедии» говорится в статье, посвященной шахматам: «Стейниц чувствовал, что его комбинационная сила слабеет, и поэтому выдумал новую теорию, желая удержать титул чемпиона». Какая, поистине, маститая пошлость! Еще в 1895 году в Гастингсе уже шестидесятилетний Стейниц показал, какой громадной комбинационной силой он обладает; в партии с Барделебеном он провел на 21-м ходу форсированную 14-ходовую комбинацию, матующую противника. И этот свой комбинационный дар, обещавший ему быстрые, но, с его точки зрения, дешевые успехи, принес он в жертву поискам постоянных и прочных шахматных ценностей.

Облик Стейница нельзя, однако, назвать полноценным. Он был вполне человеком своей эпохи и своей среды, и судьба его определялась всем характером буржуазной культуры, и это было его бедой.

Шахматы - это «игра царей»; такое определение идет еще от средневековья, когда шахматная доска и фигуры были непременной принадлежностью рыцарского замка. В XIX веке шахматная игра несколько демократизировалась, но она не могла стать подлинно народной игрой. Кто образовывал «шахматные кадры» буржуазной Европы и Америки! Маленькая кучка профессионалов - участников турниров и матчей, и сравнительно узкий круг любителей, шахматных меценатов, представителей аристократии и буржуазии, на доброхотные даяния которых в конце-концов существовали профессионалы. Стейниц прекрасно это сознавал, и всю жизнь ненавидел меценатов. Куда бы он ни бежал от венского банкира Эпштейна, - убежать от него ему не пришлось. Ведь пришлось ему в начале своего пути услышать надменные слова Стаунтона, что «неприлично» играть в шахматы на деньги, что это «унижает благородную игру». И в самом конце пути, незадолго до смерти, пришлось ему услышать протест одного члена Манхеттенского шахматного клуба по поводу того, что членом клуба является профессионал, играющий в шахматы на деньги.

Стейниц был самолюбивый и гордый человек. И такое отношение накладывало на его личность уродующий отпечаток.

Современники Стейница постоянно удивлялись его болезненному упрямству, его упорному стремлению проводить в практических партиях некоторые созданные им, но оказавшиеся негодными дебютные варианты, его настойчивой войне против очевидности. Эта особенность характера повлияла на силу его игры, особенно в последние годы; она и мешала ему овладеть в полной мере «стилем Стейница». Конечно, зачатки этой черты были у Стейница всегда, но она Обострилась потому, что психика его была ранена той жестокой борьбой за свое человеческое достоинство, которую пришлось ему выдерживать и нужно было вести просто борьбу за существование.

Основной закон буржуазной культуры - закон конкуренции - давал себя знать и достаточно жестоко в области шахмат. И тут господствовал лозунг: падающего толкни! И тут - в области шахмат - напрасно стал бы падающий искать помощи дружеского коллектива.

А будь Стейниц членом творческого коллектива, чувствуй он вокруг себя атмосферу содружества, сотворчества, уважения к человеку, - насколько более богатой и радостной была бы его жизнь. В таких социальных условиях не было бы ему никакой необходимости в последние пять лет своей жизни метаться по свету, чтобы отвоевать свое утерянное звание, и этой позорной, но реальной необходимости искать в то же время заработка на кусок хлеба. Сколько нового и ценного мог бы он создать за эти пять лет, удалясь от практической игры и следя за тем, как внедряется в жизнь его учение. Но ему не на кого было опереться и морально и в чисто житейском плане, и он находился под невыносимым давлением буржуазно-спортивной морали и волчьих законов борьбы за существование. Удивительно ли, что в конце-концов он сломился, как сломился и Чигорин!

Из великолепного человеческого материала был сделан этот шахматист, мыслитель и борец - Вильгельм Стейниц. И не бесцельно будет подумать, какая громадная величина возникла бы из этого чудесного материала в наших условиях социалистической культуры, новой социальной морали, свободы и радости творчества, уважения к человеку.

Из книги Портреты словами автора Ходасевич Валентина Михайловна

«Вильгельм Телль» К 1932 году в Ленинградском государственном театре оперы и балета создалась благоприятная обстановка для рождения принципиально новых спектаклей. Директор Бухштейн – весьма культурный партиец, главный дирижер В. А. Дранишников, заведующий музыкальной

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих (Германия) в семье священника. Уже с раннего детства родители готовили его к принятию сана протестантского пастора. После окончания в 1852 г. местной школы Дильтей поступает в Гейдельбергс-кий

Из книги Прекрасные черты автора Пугачёва Клавдия Васильевна

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, которая в то время являлась частью Австро-Венгерской империи. Его отец был мелким фермером и, несмотря на еврейское происхождение, убежденным нацистом. В семье говорили только по-немецки, а маленькому

Из книги Мысли и воспоминания. Том II автора фон Бисмарк Отто

Из книги Письма автора Гессе Герман

Вильгельм Телль – Девочки, главное запомнить, в каком году был написан «Вильгельм Телль»!– В 1804-м, и запомни, что это была его последняя законченная пьеса, так как он умер в 1805-м, – ответила Шура.– Но ведь он ещё после писал «Деметриус» о русском самозванце?– Слушай, я

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Из книги Стейниц. Ласкер автора Левидов Михаил Юльевич

Саломе Вильгельм [август 1947] Дорогая госпожа Me!Спасибо за Ваше милое письмецо о саранче. Что Вас тревожит Китай, мне вполне понятно. С тех пор как коммунизм, национализм и милитаризм стали братьями, Восток временно потерял свое очарование.У меня ничего нового. Скоро придет

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Саломе Вильгельм Монтаньола, 11.1.1948 Дорогая, глубокоуважаемая госпожа Вильгельм!Ваше милое декабрьское письмо делает меня буквально несчастным. Вы явно не получили или еще не получили двух моих писем, где я намекал Вам на свое положение и объяснял, почему не могу прочесть

Из книги "Рот Фронт!" Тельман автора Минутко Игорь Александрович

Кейтель Вильгельм Помощник фюрера Германии Адольфа ГитлераКейтель Вильгельм родился 22 сентября 1882 года в поместье Хельмшероде в западном Брауншвейге. Несмотря на его страстное желание остаться фермером, каковыми были все его предки, 650-акровый земельный надел оказался

Из книги автора

Михаил Левидов Стейниц. Ласкер Предисловие Выпуск биографий Вильгельма Стейница и Эмануила Ласкера в серии «Жизнь замечательных людей» может вызвать недоумение. Рядом с поэтами, мыслителями, философами, крупнейшими политическими деятелями и гениями - в ряду гениев

Из книги автора

Вильгельм Стейниц - догматик На этом я стою - и не могу иначе. Мартин Лютер Мысль, не становящаяся действием, - это выкидыш или измена. Роман Роллан Время действия: мрачный, тусклый февральский день 1900 года...Место действия: небольшой пароходик, скользящий по реке

Из книги автора

Законодатель Стейниц Шахматная литература богата многочисленными трудами и исследованиями, великолепными учебниками, в которых систематически излагаются и в историческом и в догматическом плане основные направления в теории шахматной игры. Ни одна из этих книг не

Из книги автора

Стейниц защищается и ошибается... «Хэрфордский шахматный клуб - Вильгельму СтейницуХэрфордский шахматный клуб приносит м-ру Стейницу свои сердечные поздравления в связи с его решительной победой над м-ром Цукертортом. Этот триумф тем более значителен, что м-р Стейниц не

Из книги автора

Вильгельм Пик Однажды - это было в июне 1943 года - полковник Новиков сообщил мне через переводчика, что фельдмаршала хочет посетить какой-то немец. Едва я успел предупредить об этом Паулюса, начальник лагеря и переводчик уже поднялись по лестнице в нашу комнату. С ними был

Из книги автора

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ Когда Эрнст проснулся, в комнате никого не было. Ночные соседи исчезли. Накрашенные губы и прокуренный голос девчонки показались ему сном. При дневном свете ночлежка выглядела еще непригляднее. Мимо забрызганного грязью полуподвального окна мелькали

Титул первого официального чемпиона мира по шахматам завоевал Вильгельм Стейниц в 1886 году накануне своего 50-летия.

Вильгельм Стейниц тогда сумел выиграть матч у известного немецкого шахматиста Иоганна Цукерторта с общим счетом +10-5=5.

Вильгельм родился в Праге, в семье мелкого торговца, где уже был 13-м ребенком.

Он всю свою жизнь посвятил шахматам. Он еще в молодости оставил Политехнический институт для того, чтобы полностью уйти в стихию этой игры. Это был серьезный шаг, так как шахматами в то время было очень трудно зарабатывать на жизнь.

Тогда шахматы считались еще заурядным развлечением. Интерес к древней игре был небольшим. Несмотря на это, Стейниц решил стать первым шахматным профессионалом.

Стейница можно смело назвать крупнейшим теоретиком в области шахмат. Он первый, кто сформулировал основные теоретические положения, которые актуальны и в настоящее время. По его учению, каждая позиция имеет свои особенности.

И игрок должен действовать за доской сообразно этим особенностям.

Казалось бы, это очевидная и простая мысль. Однако в то время преобладал еще романтический подход к шахматам.

Многие шахматисты тогда играли по принципу « пан или пропал» и без оглядки шли в атаку.

И выигрывал тот, кто первым «добирался» до короля противника. По Стейницу так играть недопустимо... Он ввел такое понятие как «оценка позиции». На нем основывается учение первого чемпиона мира.

Для того, чтобы оценить позицию в ней необходимо выделить составные позиционные элементы: соотношение материала, сильные и слабые поля, открытые линии и диагонали, превосходство в развитии фигур, пространственный перевес и владение центральными полями.

Стейниц одним из первых доказал, что в эндшпиле играют большую роль проходные пешки и активность короля.

По его мнению, шахматист, оценивая позицию, должен «разложить ее на элементы» и проанализировать их. И только после этого он должен сделать выводы, чтобы определить общее направление игры.

В этом заключается оценка позиции. Если позиция хуже, то нужно защищаться и при первой возможности переходить в контратаку, а если позиция лучше, то необходимо атаковать.
Стейниц доказал, что партия проигрывается не вследствие прекрасной игры соперника, а из-за ошибок, которые допускают сами шахматисты.


Проанализировав тысячи партий своих предшественников, Стейниц пришел к выводу, что каждый план игры должен иметь свое основание. И основание это нужно искать не в замыслах или личности игрока, а в существующем на доске положении. Он ввел понятия, которыми мы все привыкли пользоваться и сейчас.

Например, он первый, кто сформулировал понятие о равновесии, которое может быть нарушено ошибкой одного из соперников. Он разработал основы теории о слабых и сильных пунктах, о пешечных цепях, о различных видах слабости пешек (отсталые, изолированные, сдвоенные).


Вклад Стейница в теорию шахмат трудно переоценить Позднее второй чемпион мира Эмануил Ласкер сказал о нем: «Стейниц был мыслителем, достойным университетской кафедры».

Опираясь на свое прогрессивное учение, он смог в течение 8 лет удерживать шахматную корону, несмотря на свой преклонный возраст.
В 1890—1891 году Стейниц отстоял свой чемпионский титул в матче с Исидором Гунсбергом, выиграв со счетом 10,5: 8,5.

Особенно упорно и драматично развивалась борьба за чемпионский титул между Вильгельмом Стейницем и основателем русской шахматной школы Михаилом Чигориным. Первый матч в 1889 году Стейниц уверенно выиграл со счетом 6,5:10,5. Во втором матче в 1892 году борьба между ними шла на равных.

В 23-й партии матча Чигорин имел все шансы выиграть и тогда счет стал бы равным. Но Чигорин в выигранной позиции совершил трагическую и нелепую ошибку, не заметив мат в 2 хода.


В этой позиции Чигорин сыграл 32. Сd6-b4?? И после 32…Лe2:h2+ ему пришлось сдаться. Победа в этой партии позволила Стейницу набрать необходимое количество очков и выиграть матч с общим итогом 12,5:10,5.

— Пиррова победа! — сказал тогда первый чемпион мира.

Вскоре возраст и пошатнувшееся здоровье Стейница сыграли свою роль. В 1894 году 58-летний Вильгельм уступил чемпионкий титул 25-летнему Эмануилу Ласкеру, проиграв в матче с общим счетом 7:12. А через два года проиграл Ласкеру в матче еще более разгромно 4,5:12,5.

Стейниц в течение всей своей жизни боролся за признание шахмат, как вида деятельности, который заслуживает достойного поощрения, в том числе материального. Ему длительное время приходилось жить в нужде, но он не отошел и от своих принципов и оказался верен шахматам всю свою жизнь.

По характеру первый чемпион мира был очень честолюбив и принципиален. Он постоянно конфликтовал с прессой, которая впоследствии перестала печатать его партии. Одним из немногих его друзей был гениальный Самуэль Лойд – составитель шахматных задач и головоломок.

В 1885 году Лойд и Стейниц поспорили и заключили между собой дружеское пари. Лойд сказал другу, что ему понадобится меньше времени на составление задачи, чем Стейницу на ее решение. Последний с удовольствием принял этот вызов. Лойд придумал задачу за 10 минут. (см.диаграмму).

Однако Стейниц, к удивлению своего друга, решил ее за 5 минут и выиграл спор. А вы бы выиграли это пари?


Ход белых. Мат в 3 хода.

В заключение статьи видео о чемпионе:

(подписывайтесь на обновления).

Биография

Вольф Стейниц (имя Вильгельм он принял впоследствии) родился в 1836 году в Праге , в гетто , он был тринадцатым ребёнком бедного еврейского портного Йозефа-Саломона Стейница (1789-1868) и Анны Стейниц, урождённой Торшевой (1804-1845) (всего в семье было 7 мальчиков и 6 девочек) . Познакомился с шахматами в 12 лет, увлёкся игрой, быстро проявил заметный шахматный талант. В школе у него также отмечали способности к математике. В переехал в Вену , собираясь стать журналистом. Он также начал изучать математику в Венском политехническом институте, но учёбу пришлось бросить из-за недостатка средств и по состоянию здоровья. Тогда же он стал завсегдатаем кафе «Куропатка», где собирались и играли шахматисты-любители Вены. Стейниц подрабатывал в кафе игрой в шахматы на ставку, постепенно превращаясь в профессионала.

Выступления в соревнованиях начал с в турнирах Венского шахматного общества: - 3-е место, - 2-е место, - 1-е место. Представлял Австрию на 2-м международном турнире в Лондоне - 1862 год , где завоевал 6-й приз. По окончании турнира Стейниц выиграл матч у С. Дюбуа . В том же году поселился в Англии. В победил в матчах английских шахматистов Дж. Блэкберна , Ф. Дикона и Монгредиена, а в 1864 году победил В. Грина. Первенствовал на турнирах в Дублине (1865) и Лондоне (). В тот период для Стейница была характерна комбинационная игра, однако в отдельных партиях уже проявился принципиально новый подход - стратегический подход к ведению шахматной борьбы.

Успехи Стейница позволили организовать его матч () с А. Андерсеном , считавшимся сильнейшим шахматистом того времени, закончившийся победой Стейница. Матч с Г. Бердом () и особенно с Блэкберном () подтвердили репутацию Стейница как сильнейшего матчевого шахматиста. Однако взять первый приз в крупных турнирах ему долго не удавалось: 3-й международный турнир (Париж , ) - третье место, Данди () - второе место, Баден-Баден () - второе место. Нового успеха Стейниц добился лишь в - : победил в двух лондонских турнирах, затем разгромил в матче И. Цукерторта - своего будущего соперника в борьбе за мировое первенство. На большом международном турнире в Вене () Стейниц разделил 1-2 место с Блэкберном , а затем победил его в микро матче за первый приз. Успех в Вене был не только крупной спортивной победой Стейница, но и, по сути, триумфом новых идей.

При этом во время коротких визитов, встреч, когда не затрагивались шахматные вопросы, Стейниц мог быть очень приятным собеседником, весёлым и остроумным, знатоком анекдотов и стихов (стихи никогда не учил, поскольку запоминал наизусть с одного-двух прочтений). Любил музыку, отдавая предпочтение Вагнеру .

В 1865 году, когда ему было 29 лет, Стейниц женился на 18-летней Каролине Голдер из Великобритании (родилась 22 ноября 1847 года). В 1866 году у них родилась дочь Флора. В 1888 году, в возрасте 21 года, Флора умерла; Стейниц тяжело переживал смерть единственной дочери, а через 4 года, 27 мая 1892, в возрасте 45 лет от гепатита умерла и Каролина, прожившая с ним 27 лет. Последние восемь лет своей жизни Стейниц провёл в одиночестве.

Стейниц пришёл к выводу, что многие комбинационные атаки прошлого удавались лишь из-за несовершенства защиты. Его стратегия основана на оценке характера позиции. Он установил, что реальная ценность фигур, их манёвренность зависят от пешечного скелета позиции, сильных и слабых полей, и на этой основе давал оценки положения и строил планы дальнейшей игры. Исходный пункт учения Стейница - теория равновесия: при правильной игре одно положение равновесия сменяется другим, но в результате неизбежных ошибок равновесие нарушается, что позволяет одному из партнёров захватить инициативу. Владеющий инициативой обязан активно развивать её, в противном случае она перейдёт к противнику. Если же баланс позиции нарушен в пользу соперника, атака противопоказана. Основной принцип защиты Стейница - экономия сил; защищаясь, следует идти лишь на такие уступки, которые совершенно необходимы, и по возможности избегать ослаблений пешечного расположения. Если позиция лишена слабостей, защищаться легче, чем атаковать. Таким образом, план действий диктуется самим характером позиции.

О вкладе Стейница в теорию дебюта свидетельствуют варианты и целые системы, названные его именем: защита Стейница в испанской партии , варианты Стейница во французской защите и ферзевом гамбите , в венской партии , разработанные им многочисленные продолжения в итальянской , шотландской , русской партиях , гамбитах - королевском и Эванса , защите двух коней . Стейниц - автор гамбита , названного его именем.

Учение Стейница, знаменовавшее принципиально новый подход к шахматной борьбе, имело свои истоки: для теории сильных и слабых полей - пешечную игру Филидора , для идеи фигурного форпоста перед изолированной пешкой (использование сильного поля) - взгляды Л. Лабурдонне . Чтобы заложить основы стратегии закрытых позиций, нужно было усвоить метод игры П. Морфи в открытых позициях. Из соперников Стейница наибольшее влияние на формирование его взглядов оказал Л. Паульсен, которого Стейниц называл «одним из пионеров современной школы».

Разумеется, учение Стейница не идеально, с позиции современной шахматной теории в нём можно отметить немало противоречивого и просто ошибочного. Например, очень спорно выглядит его утверждение о том, что короля следует активно использовать в игре по всей доске, а не «прятать» в безопасное место: «Мы считаем за установленный факт, что на короля должно смотреть как на сильную фигуру и для защиты, и для нападения». Вообще, в условиях применения энергичных тактических средств борьбы за инициативу многие позиции стали ныне оцениваться иначе, чем их оценивал Стейниц. Однако основные положения учения Стейница выдержали проверку временем; дополненное новыми идеями, оно продолжает оставаться фундаментом шахматной стратегии.

Необходимо заметить, что увлекающийся и упрямый характер Стейница нередко приводил его к неудачам в исследованиях: иногда он брался отстаивать откровенно плохие или забракованные ранее существовавшей теорией варианты, казавшиеся ему привлекательными. При этом Стейниц не ограничивался теоретическим исследованием, он выносил эти варианты в практические партии важнейших турниров и матчей и повторял их в различных вариациях, несмотря даже на очевидные неудачи. Иногда это приводило к рождению действительно качественной системы, иногда эксперименты прекращались лишь после многих поражений, когда Стейниц окончательно убеждался в негодности варианта.

Характеру Стейница и его взглядам на шахматы лучше отвечали матчи, чем турниры, что проявилось в особенности его шахматных успехов: он выиграл 28 матчей против сильнейших шахматистов мира, что до сих пор является рекордом, в то же время абсолютным победителем крупного турнира был лишь однажды - в 1873 году в Вене (да и там он разделил с Блэкбёрном 1-2 места, а потом победил Блэкбёрна в микроматче), либо получал вторые-третьи или даже более скромные места.

В начале любого соревнования Стейниц сначала «разгонялся», зачастую теряя несколько очков, и только затем входил в форму, при этом неудачи на начальном этапе, казалось, его совершенно не трогали. Исключительная выносливость (просто фантастическая - если принять во внимание слабое здоровье) позволяла ему проводить даже очень длинные серии на стабильно высоком уровне (однажды он выиграл 16 партий подряд), а на заключительном этапе он обычно делал рывок, добирая очки и нередко просто вырывая победу из рук противника. По мнению Зноско-Боровского, многих матчевых соперников Стейница на финише подводили нервы, причём именно из-за того, что они, уставшие и уже надломленные, видели перед собой Стейница, игравшего так, как будто всех предыдущих партий матча вовсе не было.

Помимо профессиональных матчей и турниров, Стейниц сыграл множество сеансов одновременной игры, достигая и здесь больших успехов: нередко он выигрывал все партии, хотя играл обычно медленно, относясь к сеансовым партиям со всей серьёзностью. Также Стейниц прославился весьма сильной для своего времени игрой вслепую, в том числе - против нескольких противников, но сам он относится к игре вслепую, скорее, как к развлечению.

Вильгельм Стейниц. «Deutsche Schachzeitung », 1862

1.h6-h7+ Крg8-g7 2.h7-h8Ф+! Крg7:h8
3.Кре7-f7 Лh1-f1+ 4.Сh4-f6+ Лf1:f6+
5.Крf7:f6 Крh8-g8 6.g6-g7 Крg8-h7 7.Крf6-f7
с победой.

Матчи на первенство мира

Примечания

Литература

  • Левидов М. Ю. Стейниц. Ласкер . - М .: Жургазоб"единение, 1936. - 304 с. - (Жизнь замечательных людей).
  • Нейштадт Я. И. Первый чемпион мира. Москва: Физкультура и спорт, 1971. 288 с. (Выдающиеся шахматисты мира).
  • Каспаров Г. К. Мои великие предшественники. Т. 1. От Стейница до Алехина. Москва, 2003.