Речевые игры с дошкольниками. Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Игра «Поймай слово»

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений Борисова Марина Михайловна

«Делай наоборот» (игра для детей 6–7 лет)

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети – наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т. д.

Из книги Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. Сборник игр и упражнений автора Борисова Марина Михайловна

«Воздушный шар» (игра для детей 3–6 лет) Дети образуют круг, берутся за руки.Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с играющими, дети повторяют движения и действия в соответствии с текстом: С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу.) Шар воздушный там купили.

Из книги автора

«Каравай» (игра для детей 3–6 лет) Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося: На Сережин день рожденья Испекли мы каравай (Идут по кругу.) Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки,

Из книги автора

«Две подружки» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по

Из книги автора

«Дом» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит

Из книги автора

«Елочка» (игра для детей 4–6 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная

Из книги автора

«Светофор» (игра для детей 4–6 лет) Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) – красный, зеленый и желтый, – прикрепленные к палочкам.Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый – встают, на зеленый –

Из книги автора

«Тук-тук» (игра для детей 4–6 лет) Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:– Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) – Да-да-да. (Три хлопка в ладоши.) – Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) – Рад всегда! (Три

Из книги автора

«Ворота» (игра для детей 4–7 лет) Дети идут по площадке парами, держась за руки.На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами – и становится впереди. Игра

Из книги автора

«Жучок» (игра для детей 4–7 лет) Дети образуют круг. В центре круга водящий – жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (Играющие подходят к

Из книги автора

«Мартышки» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы – веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.) Мы ногами топаем,

Из книги автора

«Это я» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за

Из книги автора

«У жирафов» (игра для детей 4–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, Пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу – ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на

Из книги автора

«Мяч» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один.

Из книги автора

«Почта» (игра для детей 5–7 лет) Игра начинается с переклички водящего с игроками:– Динь, динь, динь!– Кто там?– Почта.– Откуда?– Из страны сказок.– А что там делают?– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или

Из книги автора

«Тик – так – тук» (игра для детей 5–7 лет) Дети стоят врассыпную.Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо; по сигналу: «Так!» – останавливаются, а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8

Из книги автора

«Все наоборот» (игра для детей 6–7 лет) Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот. Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад – дети протягивают

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Части тела - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий сидит в середине круга, остальные игроки сидят вокруг него. Ведущий говорит, например, «нос, нос, нос, рот» и сначала 3 раза прикасается к носу, а затем к какой-нибудь другой части лица. Игроки не должны быть загипнотизированы движениями ведущего и делать только то, что ведущий говорит. Побеждает самый внимательный.

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

людмила шашкина

Дидактическая игра «Слова наоборот »

старщий воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара

Шашкина Людмила Фоминична

воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара

Андрейченко Светлана Павловна

Описание игры Игра «Слова наоборот » предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игра служит формированию словаря детей дошкольного возраста, а именно обогащению речи словами – антонимами . В данной игре предлагаются карточки (фотографии) с изображением предметов - снеговик, утюг, конфеты, лимон, перо, гантели, лошадь, мышь, черепаха, леопард, канат, шнурок, карандаш, дом и другие. В работе по развитию речи детей педагог говорит о том, что снеговик сделан из снега, значит, он холодный, а утюг какой? Далее дети сами объясняют признаки знакомых им предметов, например, конфеты и лимона. Во время прогулок, в процессе наблюдений за изменениями в природе, дети говорят о том, что днем светло, а вечером - темно. При рассматривании картин с изображением животных педагог сначала объясняет, какое животное нарисовано на картинке, и если дети не знают, дает небольшую характеристику. Например, лошадь - большое, крупное животное, леопард- самый быстрый из зверей, а черепаха передвигается медленно. На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с понятиями «широкий - узкий» , «высокий -низкий» , «длинный -короткий» и т. д. Знания, полученные детьми в разных видах совместной с педагогом деятельности, применяются в игре «Слова наоборот » . Количество карточек может дополняться и изменяться в соответствии с возрастом детей и их развитием.

Цель : Формировать у детей дошкольного возраста умение подбирать слова , обозначающие признаки предметов с противоположным значением

Задачи :

1. Способствовать развитию речи детей дошкольного возраста

2. Развивать внимание, память

3. Формировать основы логического мышления

4. Воспитывать умение играть и общаться со сверстниками

Возраст детей : 4-7 лет

Ход игры : Играть могут от 2-3 человек и ведущий (педагог) . Карточки перемешиваются и раздаются между участниками поровну. Ведущий (воспитатель) называет слово , изображенное на его карточке. Ребенок находит карточку с противоположным значением и, если значение верно, берет карточку себе. Если мнение игрока неверно, ребята продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

Когда дети усвоят правила игры, могут играть самостоятельно . На роль ведущего выбирается ребенок. Варианты изменения игры :

«Что лишнее?» Карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки, кроме одной имели общий признак. Например, «лошадь, мышь, леопард, снеговик» . Лишняя картинка- снеговик, потому что все остальные-животные. Усложнить игру можно сделав так, чтобы лишними были две картинки.

«Цепочка» Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнет игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладет рядом свою картинку, объясняя, что общего между этими двумя картинками. Например, «домик-карандаш» , все предметы сделаны из дерева, значит они деревянные; «лошадь- леопард» , все эти животные быстро передвигаются и т. д. Побеждает тот, кто быстрее всех освободится от всех имеющихся у него карточек.














Публикации по теме:

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Есть много игр и упражнений, методических приёмов, которые педагоги используют во время обучения детей слоговому анализу. Я расскажу об.

Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Цель: развитие навыков складывание слов из букв, навыков чтения, развитие мыслительных.

В нашей группе 3 марта 2017 года прошел замечательный праздник, посвященный нашим мамам и бабушкам. Готовились мы очень усердно: дети.

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Скажи наоборот

Скажи наоборот

Проведите с ребенком игру с мячом. До начала игры объясните малышу ее правила: вы будете бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значением.

Бросьте мяч ребенку и скажите: «Большой!» Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь бросьте мяч и скажите: «Добрый!», ребенок ответит «Злой!» и т. д.

Возможные варианты пар слов для игры «Скажи наоборот»: смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Подобным образом можно называть не только прилагательные, но и наречия: быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко и т. п.; а так же глаголы с противоположным действием: бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – тонет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

Игра учит ребенка обращаться с мячом, развивает его внимание и мышление.

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Лидерство наоборот, или Растворение в силе Думающие люди России, особенно если они уже стали родителями, должны отдавать себе отчет в том, что политтехнологи, обслуживающие действующее российское государство, давно занялись амбициозным проектом – выведением особой,

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Почемучка наоборот Станьте на время тем самым почемучкой, которым совсем недавно еще был ваш ребенок.Задавайте ему вопросы на засыпку:Почему на деревьях листья?Почему вода в лужах грязная, а с неба идет чистая?Почему нельзя идти гулять босиком?Почему люди не летают?А

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Все наоборот На земле проводится черта длиной в десять шагов. Задача игроков пройти по ней, используя бинокль, повернутый к глазам широкой стороной.Если вдруг всем это легко удается – усложните задачу, идите задом

Из книги Для вас, девчонки автора Иевлева А. С.

Ребенок-посредник между взрослыми: «Иди и скажи своему отцу…» Ребенок, который передает сообщения рассерженных друг на друга членов семейства - это почти анекдот. Мама просит сбегать в другую комнату передать папе, чтобы он вынес мусор, - что тут такого? А потом папа

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Скажи мне, как ты смеешься Узнать характер человека можно не только, предложив ему ответить на вопросы теста, но и более простым способом – наблюдая за ним. Характер проявляется и в том, как человек ходит, и в том, как он ест, и в том, как говорит, и в его манерах и позах, и в

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

Если что-то болит, скажи воспитателю Утёнок очень грустным был, Но ничего не говорил, А лишь сидел, молчал, вздыхал, Друзей не слушал, не играл. Тут тётя Утка подошла, Она спросила: – Как дела? А почему унылый вид? Наверно, что-нибудь болит? Друзья, когда вы

Из книги автора

Сделай наоборот Предложите ребенку сначала закончить начатую вами фразу, подобрав к ней слово с противоположным значением, а потом выполнить артикуляционные или дыхательные упражнения.Например, скажите малышу: «Язык может быть широким, а может быть и … (ребенок

Из книги автора

№ 51. Байка «Свет мой, зеркальце, скажи…» Ира учится в 7-м классе. Она отличается от ровесниц тем, что постоянно демонстрирует свое превосходство над ними. Реально она ничем не выделяется среди одноклассников – ни учебой, ни увлечениями, ни талантами. Манера общаться

Игра «Скажи наоборот» - страница №1/1

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Хорошая грядка - плохая грядка

Старый картофель - молодой картофель

Тяжелый мешок - легкий мешок

Большой урожай - маленький урожай

Чистая морковка - грязная морковка

Спелый помидор - неспелый помидор


Игра «Узнай блюдо»

Цель: обогащение словарного запаса.

Что можно приготовить из овощей? (Винегрет, борщ, щи, салат, рассольник, окрошку, солянку, пюре, соки.)

Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? ( Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре? Запеканку?

Пюре из картофеля - картофельное пюре

Салат из свеклы - свекольный салат

Пирог с капустой - капустный пирог

Каша из тыквы - тыквенная каша

Запеканка из тыквы - тыквенная запеканка

Каша из репы - реповая каша

Кушанье из тушеной капусты с мясом - солянка

Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, заправленное

маслом или майонезом - винегрет

Суп со свёклой и другими овощами - борщ

Холодное кушанье из нарезанных овощей - салат

Жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля - щи

Холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом - окрошка
Игра «Что лишнее?»

Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Помидор, редька, лук, репа ( помидор )

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)

Салат, редис, капуста, лук ( лук )

Груша, чеснок, апельсин, финик (чеснок)

Клюква, малина, груша, рябина (груша)

Киви, банан, хурма, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, облепиха ( облепиха )

Гранат, груша, яблоко, дыня ( дыня )

Задание 1. Составьте предложения по опорным словам.

Дедушка, поливать, шланг, огород. (Дедушка поливает шлангом огород.)

Ваня, выдергивать, морковка, земля. (Ваня выдергивает морковку из земли.)

Ира, срезать, капуста, грядка. (Ира срезает капусту с грядки.)

Папа, выкапывать, картошка, земля. (Папа выкапывает картошку из земли.)

Мама, снимать, помидоры, кустики. (Мама снимает помидоры с куста.)

Бабушка, прополоть, сорняки. {Бабушка пропалывает сорняки)
Задание 2. Составление рассказа-описания по теме: «Любимый овощ»

План:

1. Название овоща. Что это?

2. Где этот овощ растет?

3. Какой формы овощ?

4. Какого цвета?

5. Какой на вкус?

6. Какой он на ощупь?

7. Что можно из этого овоща приготовить?


Задание 3. Составление рассказа по наблюдениям и воспоминаниям

(Что было раньше?)

Цель: описать любой овощ, как он появился на грядке.

I этап работы. Вопросы:

1. Что делают огородники перед посадкой с землей? (Землю вскапывают, рыхлят, удобряют.) Для чего это делают? (Семена плохо будут расти или погибнут, если их посадить в твердую, неудобренную землю.)

2. Что нужно семенам для роста и развития? (Семенам для роста нужно тепло, хорошая почва, воздух, влага, питание.)

3. Для чего растения поливают? Как доставляют воду к растениям на участке?

(Воду доставляют с помощью лейки, насоса и шланга, ведер, бочек с водой, поливальной установки и т. д.)

4. Когда огородники сажают семена овощей? В какое время года это происходит?

5. Какие овощи можно сажать на огороде? Какие из них растут на земле, в земле? На кустиках?

6. Какие растения мешают росту овощей? (Сорняки.) Как бороться с сорняками?

(Их надо пропалывать.)

7. Какие действия совершает огородник, когда собирает урожай овощей?

(Огородник выкапывает лопатой, срезает ножом, срывает, вырывает из земли.)

II этап работы. Педагог показывает иллюстрации или картинки «Появление гороха, огурца... и т. д.». Дети описывают, как этот овощ появился на грядке.

Осень щедрою рукою

Одарила нас с тобою,

И на каждой грядке

Выросли загадки .

Наш огород

В образцовом порядке,

Как на параде

Построились... (грядки).


Весь мир кормлю,

А сама не ем.

(Земля.)

И топчут ее,

И режут ее -

Она не серчает,

Добром отвечает.

(Земля, пашня.)

Огородник тот

С длинным носом живет.

Где носом качнет -

Там вода потечет.

(Лейка.)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(Лопата)

Тело деревянное,

Одежда рваная,

Не ест, не пьет,

Огород стережет.

(Огородное пугало.)

В саду у нас -

Стеклянный дом.

Его построили мы сами.

Живут не люди в доме том,

А помидоры с огурцами.

(Теплица)

Красный хвост в землю врос.

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

(Морковь.)

Весной одну закопают,

А осенью семью получают.

(Картошка.)

Лето целое старалась -

Одевалась, одевалась...

А как осень подошла -

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

(Капуста.)

А на этой грядке

Горькие загадки,

Тридцать три одежки

И все без застежки.

Кто их раздевает -

Слезы проливает.

(Лук.)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

(Свекла.)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репа.)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква.)

Вот так диковинка!

На ветке - морковинка!

Висит, краснеется -

На солнце греется.

(Перец красный.)

Снаружи черна, внутри бела,

На всех зла, а всем мила.

(Редька.)

Наши поросятки

Растут на грядке

Зеленые ветки.

А на них - красные детки.

(Помидоры.)

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы.)

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

(Семена в огурце).

Помидору брат,

А кумачу не рад.

Он в лиловый рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан.)

Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят.

(Хрен.)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох.)

Вот зеленый толстячок -

Крупный, гладкий...