Что изображено на карте маршруты важнейших путешествий. Из истории создания карт. Изображение на карте

Человеком всегда движет любопытство. Тысячи лет назад первооткрыватели, заходя все дальше и дальше в неизведанные земли, создавали первые подобия географических карт, пытаясь нанести увиденный рельеф на листки папируса или глиняные таблички.

Вероятно, древнейшей из найденных является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.

Оригиналы его карт не сохранились, но через 50 лет их восстановил и усовершенствовал другой ученый из Милета – Гекатей. Ученые воссоздали эту карту по описаниям Гекатея. На ней легко узнать Средиземное и Черное моря и близлежащие земли. Но можно ли по ней определить расстояния? Для этого нужен масштаб, которого на древних картах еще не было. За единицу измерения длины Гекатей использовал «дни плавания» по морю и «дни переходов» по суходолу, что, конечно же, не добавляло картам точности.

Древние географические карты имели и другие существенные недостатки. Они искривляли изображение, ведь шарообразную поверхность невозможно развернуть на плоскости без искажений. Попробуйте аккуратно снять кожуру апельсина и прижать ее к поверхности стола: без разрывов это сделать не получится. Кроме того, на них не было градусной сетки из параллелей и меридианов, без которой невозможно точно установить местонахождение объекта. Меридианы впервые появились на карте Эратосфена в III веке до н. э., правда, они были проведены через разные расстояния. «Отца географии» Эратосфена недаром называли математиком среди географов. Ученый не только измерил размеры Земли, но и использовал для изображения на карте цилиндрическую проекцию. В такой проекции искажения меньше, потому что изображение переносится с шара на цилиндр. Современные карты создают в разных проекциях – цилиндрической, конической, азимутальной и других.

Самыми совершенными картами античной эпохи считают географические карты Птолемея, который жил в ІІ веке н. э. в египетском городе Александрии. Клавдий Птолемей вошел в историю науки благодаря двум большим работам: «Руководству по астрономии» в 13 книгах и «Руководству по географии», которое насчитывало 8 книг. К «Руководству по географии» добавлялось 27 карт, среди них – подробная карта мира. Лучшей никто не создавал ни до Птолемея, ни через 12 столетий после него! На этой карте уже была градусная сетка. Для ее создания Птолемей определил географические координаты (широту и долготу) почти четырехсот объектов. Широту (расстояние от экватора в градусах) ученый определял по высоте Солнца в полдень с помощью гномона, долготу (градусное расстояние от начального меридиана) – по разнице во времени наблюдений лунного затмения из разных пунктов.

В средневековой Европе забыли работы античных ученых, но они сохранились в арабском мире. Там карты Птолемея издали в XV столетии и переиздавали еще почти 50 раз! Возможно, именно эти карты помогли Колумбу в его знаменитом плавании. Авторитет Птолемея так вырос, что даже сборники карт в течение продолжительного времени называли «Птолемеями». Только в XVI столетии после публикации «Атласа мира» Герарда Меркатора, на обложке которого был нарисован Атлант, держащий Землю, сборники карт назвали «атласами».

В Древнем Китае тоже создавали географические карты. Интересно, что первое письменное упоминание о географической карте не связано с географией. В ІІІ столетии до н. э. китайский трон занимала династия Цинь. Соперник в борьбе за власть наследный принц Дан подослал к правителю династии наемного убийцу с картой своих земель, нарисованной на шелковой ткани. В свертке шелка наемник спрятал кинжал. История рассказывает, что покушение не удалось.

В эпоху Великих Географических открытий на картах мира появились изображения Америки и Австралии, Атлантического и Тихого океанов. Ошибки на картах часто оборачивались трагедией для мореплавателей. Обследовав берега Аляски, большая Камчатская экспедиция Витуса Беринга в XVIII столетии не успела вернуться на Камчатку к началу осенних штормов. Мечтатель Беринг потратил три недели драгоценного времени в поисках обозначенной на карте, но несуществующей Земли Гамы. Его парусник «Святой Петр», разбитый, с умирающими от цинги моряками, пристал к безлюдному острову, где навсегда и почил знаменитый Командор. «Кровь закипает во мне каждый раз, – писал один из помощников Беринга, – когда я вспоминаю бессовестный обман, вызванный ошибкой на карте».

Сегодня картография полностью переносится в цифровой формат. Для создания подробнейших карт применяют не только наземные геодезические инструменты – теодолит, нивелир, но и воздушное лазерное сканирование, спутниковую навигацию, цифровую аэрофотосъемку.

Иллюстрация: depositphotos.com | Kuzmafoto

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Научить учащихся определять на глобусе и карте сушу и моря, различать изображенные на них географические объекты.
  • Научить учащихся по разнице цветов определять высоту объектов, сравнивать их.
  • Минимум: владение элементарными приемами чтения карты к концу 2 класса: определение суши и воды, высоты, форм рельефа, условных обозначений.

    Минимакс: знакомство со способами изображения рек, равнин, гор, островов и морей.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    – Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте удачи себе и друзьям. Вспомните, какие правила нужно соблюдать для дружной и результативной работы на уроке. Итак, в путь!

    2. Проверка домашнего задания (работа в парах)

    Слайд 2

    – Разделите предложенные слова – на группы. Если вы затрудняетесь выполнить это задание, воспользуйтесь подсказкой.

    У каждой пары есть данные слова, лист бумаги и клей. После выполнения работы необходимо согласовать версии учащихся.

    – Объясните, почему вы разделили именно так. Какие слова, по-вашему, самые главные?

    Ученики. Карта и глобус – это тема прошлого урока. Под картой надо подписать “прямоугольник” и “искажение”, а под глобусом – “шар” и “модель”.

    Слайд 3

    – Верно. Что же такое “карта”?

    Ученики. Изображение Земли на плоскости.

    – В натуральную величину?

    Ученики. Нет.

    – Как же называется условная единица, которая показывает, во сколько раз уменьшено расстояние?

    Ученики. Масштаб.

    – Сегодня мы продолжим разговор о карте и глобусе.

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

    Слайд 4

    – Наши герои Миша и Лена отправились в гости к знакомому художнику. В мастерской он показал им множество картин, на которых ребята увидели пейзажи тех мест, где побывал художник.

    – А Лена смотрела на картины и все никак не могла понять, как у мастера получается передать вид природы объемно. Давайте поможем Лене, ответив на ее вопросы.

    Слайд 5

    Ученики. На первой картинке изображен круг, а на второй шар.

    – Как вы догадались?

    Ученики. Объем шару придают с помощью цвета и тени. Там, где светлее – блик, а там, где темнее, можно видеть серую тень. Поэтому мы понимаем, что перед нами выпуклый предмет.

    Слайд 6

    – А теперь посмотрите на эти квадраты. Не кажутся ли они вам странными?

    Ученики. Когда мы смотрим на них, кажется, что более темный квадрат находится ближе. К тому же он кажется больше.

    – Правильно. Давайте их совместим (щелкнуть левой клавишей мыши) и убедимся, что на самом деле они одинаковые по величине. Почему же так получилось?

    Ученики. Помог цвет и толщина контура фигур.

    – Какой вывод можно сделать? Что можно передать с помощью цвета?

    Ученики. Объем. Более яркие предметы кажутся ближе, чем бледные.

    4. Совместное открытие знаний (работа в группах)

    Слайд 7

    – Посмотрите на карту полушарий. Предположите (щелкнуть левой клавишей мыши), что и каким цветом обозначают на карте.

    Предположения групп.

    – Давайте проверим наши предположения с помощью текста (стр. 90). Что же обозначают цвета на карте?

    Ученики. Оттенки зеленого, желтого и коричневого – равнины и горы. Оттенки синего – моря и реки.

    – Запомните это (щелкнуть левой клавишей мыши)!

    Слайд 8

    – Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса и на модель нашей Земли в моих руках. Чего на Земле больше: воды или суши?

    – Как вы догадались?

    – Давайте подведем итог наших исследований. Что обозначает каждый цвет? Почему нам понятно, какая высота изображена? Как показан переход от одной высоты к другой?

    Ученики. На карте можно встретить разные цвета. Все цвета, кроме синего обозначают сушу (зеленый – равнины, желтый – пески, коричневым – горы). Каждый цвет ограничивает линия. Это границы между одной высотой и другой. Кроме высоты, на картах отмечается и глубина. В воде, чем темнее цвет, тем глубже.

    Слайд 9

    – Посмотрите внимательно на эту карту и ответьте на вопросы:

    1. Какие географические объекты на ней изображены??
    2. Где самое высокое место?
    3. В каком месте лучше всего плавать?
    4. Где будет ловиться глубоководная рыба?
    5. Что вам пригодится в пути по заданному маршруту (щелкнуть левой клавишей мыши)?
    6. Какие опасности могут встретиться в этой местности? Как с ними справиться?

    – Какой вывод можно сделать?

    Ученики. С помощью карты мы можем узнать даже больше, чем при взгляде на рисунок, фотографию. Карта дает много важной информации!

    5. Самостоятельное применение знаний, вторичное закрепление

    Задания в учебнике на стр. 92-93 (фронтально).

    Слайд 10

    – Выберите фотографию со Слайд а с изображением любого географического объекта и попробуйте нарисовать карту этой местности.

    Учащиеся выполняют работу в парах, проверяют друг друга, находят и исправляют ошибки.

    – Какие цвета использовали? Что они обозначают?

    Ответы.

    Слайд 11

    – Порой нам кажется, что самые красивые виды можно увидеть на Земле и перенести их на картины художника. И лишь иногда мы можем себе представить, как выглядит наша планета из космоса. Давайте еще раз побываем в мастерской художника, но только художником на этот раз будет сама Природа.

    Слайды 12-14

    – А сейчас вы увидите космические снимки разных географических объектов. Сравните их с изображением на карте и фотографией, сделанной на месте. Назовите каждый объект и основной цвет, которым он изображен на карте.

    – Чем карта отличается от фотографии Земли из космоса?

    Ученики. На карте многие предметы обозначены с помощью специальных условных знаков, на фотографии же они могут быть неотличимы.

    – Почему на карте не изображают деревья, траву, песок?

    Ученики. В масштабе карты данные предметы вряд ли можно различить.

    – Захотелось ли вам, увидев эти снимки, сделать макет той местности, которую увидели космические аппараты? Посовещайтесь в группе, и, если вам интересно, вы можете изготовить его всей группой. Через несколько уроков эти макеты пригодятся нам для проведения опытов.

    Распределение заданий по группам.

    – Объявляется конкурс на лучший эскиз макета. По самому лучшему можно выполнить большой макет всем классом, чтобы на нем были и горы, и реки, и равнина, и льды.

    6. Итог работы

    Ученики. Знать, что на ней обозначено, совершать путешествия.

    Слайд 15 (учащиеся самостоятельно читают то, что написано на Слайд е, а после этого работают с индивидуальными картами путешествия).

    – Будьте внимательны! Вспомните: карта дает много важной информации!

    Ученики. Вначале Афанасия Никитин плыл по реке на корабле. Она называется Волга. Путь Никитина пролегал по равнине. Она называется Восточно-Европейской. Затем путешественник плыл на корабле по морю, которое в наше время носит название Каспийское. После этого он пересек горы. Они называются Иранское нагорье. Затем Афанасий Никитин снова сел на корабль и по Аравийскому морю приплыл в Индию.

    – Молодцы! Что показалось на уроке интересным?

    – Что было трудным? Где пригодятся знания? Оцените свою работу на уроке.

    7. Домашнее задание – “Зоркий глаз”

    Слайд 16

    – Еще раз посмотрите на маршрут движения Афанасия Никитина и постарайтесь нарисовать пейзажи той местности, где пролегал его путь.

    – Спасибо за урок!

    Справка для учителя.

    Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина “Хождение за три моря” – ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

    Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Скончался весной 1475 года.

    Фотографии взяты с сайтов:

    http://www.dumka.ru/product425.html

    http://nub1an.livejournal.com/

    http://www.scanex.ru/ru/gallery/index07.html

    http://www.hobitus.com/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://uchkol.rbs.ru/

    http://images.yandex.ru/

    http://taina.aib.ru/biography/afanasij-nikitin.htm

    http://www.deti.religiousbook.org.ua/big_foto/e7-8.html

    Геогра-фическая карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости принятыми условными знаками. Карта — это величайшее изобретение человечества. На гео-графических картах изображают целые государства, а иногда и несколько государств , и даже весь земной шар.

    Планы и карты всегда были нужны человеку. Они появились гораздо раньше, чем первые буквы, первые иероглифы. Они про-шли длинный путь от рисунков до точных, математически выве-ренных моделей участков земной поверхности. Карты постоянно обновляются, ведь облик Земли постоянно меняется: изменяют течение реки, наступают и отступают ледники , появляются гео-графические объекты, созданные человеком. В XX веке человек увидел Землю с самолетов и космических кораблей. Знания о Зем-ле возросли, расширились возможности создания карт.

    Первые географические карты

    Первые географические карты появились еще в каменном веке. В древности Земля казалась людям огромной. Они постепенно узнавали ее во время путешествий. Путешествие — это поход или плавание, во время которого люди, покинув родные места, посе-щают новые земли.

    Автомобилист берёт с собой карту автомобильных до-рог . Туристам необходима в путешествии карта местно-сти , по которой им предстоит пройти. Карты нужны и геологам, и строителям, и капитанам судов, и военным. Случайно обнаруженная в сундуке пирата карта острова сокровищ стала началом приключенческого романа...

    Краткую физико-географическую характеристику мож-но дать, пользуясь только двумя картами: физической картой полушарий и природных зон земного шара. Карты эти не очень подробные. На них нет названий многих гор , плоскогорий, низменностей, морей, заливов, проливов, рек, озёр и т. д. А по более подробным картам характеристику любой части света или от-дельной части материка можно дать гораздо полнее.

    Существуют специальные карты. Среди них — климатические , на которых условными знаками пока-заны средние температуры июля и января, направления преобладающих зим-них и летних ветров , среднегодовое количество осадков , самые высокие и самые низкие температуры, толщина снежного покро-ва в различных уголках земного шара. Есть карты полезных ископаемых , почвенные , карты растительности . На экономико-географических картах показано, где добываются и перерабатыва-ются разнообразные полезные ископаемые, какая промышлен-ность развита в городах, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в том или ином районе земного шара. На политических картах разными цветами показаны страны, подписаны их столицы.

    Физическая карта

    Историческая карта

    Исто-рическая карта — это изображение Земли или боль-шой части земной поверхности в различные времена истории человечества. На исторической карте могут обозначаться места сражений, старинные крепости, ли-нии фронтов, торговые пути, города, памятники куль-туры, которые относятся к определённому времени.

    Одна и та же территория, изображённая на картах в разные времена, выглядит по-разному. Историческая карта помогает увидеть, какие изме-нения произошли на какой-либо территории.

    Название исторической карты всегда включает ука-зание времени, к которому она относится. Например, «Древний Египет », «Европа XV в.», «Образование Древнерусского государства (IX-X вв.)».

    Историческая карта позволяет ответить на вопрос, где произошло событие. Есть правила, о которых надо помнить, начи-ная работу с исторической картой.

    Исторический план

    Контурные карты по истории

    На контурные карты по истории нанесены только очертания территорий в то или иное время. На них можно увидеть линии, обозначающие реки , моря, место-положение городов, отмеченных точками. Это — осно-ва. На контурную карту наносятся названия объектов в процессе изучения исторических событий.

    Географический атлас

    Разные карты, собранные вместе, в виде альбома, называются географическим атласом .

    Глобус

    Изображение на карте

    Способы картографического изображения

    Масштаб

    Масштабы карт мелкие. Ведь Земля большая, и чтобы пока-зать на карте всю ее поверхность или один материк, изображе-ние на карте приходится уменьшать в миллионы раз. Напри-мер, масштаб карты 1: 10 000 000 («в 1 см 100 км») означает, что на карте все расстояния уменьшены в десять миллионов раз. 2 см на карте соответствуют двумстам километрам на мест-ности и так далее. Масштабы карт всей Земли или отдельных материков очень мелкие: например, 1: 50 000 000, т.е. в 1 см — 500 км. Понятно, что на таких картах можно показать только основные географические объекты — горы и равнины , крупные реки, острова.

    Чем меньше территория, показанная на карте, тем крупнее, по-дробнее можно ее показать. Территорию какой-либо одной стра-ны, одного района часто говорят региона, — например, региона Средиземного моря, можно показать подробнее. Для этого делают карты более крупных масштабов, например 1: 5 000 000, т.е. в 1 см 50 км, 1: 1 000 000, т.е. в 1 см — 10 км. На таких картах можно показать не только главные реки, но и их притоки, не только моря, но и заливы. В разных случаях удобно пользоваться картами разных масштабов, на которых показан весь мир, от-дельный материк или регион.

    Легенда

    Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и её больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Многие объекты на карте обозначены условными знаками (фигурками, стрелка-ми, линиями). Их объяснения даются в разделе «Услов-ные обозначения». Карта раскрашена различными цветами, содержит надписи. Перечень (свод) исполь-зуемых на карте условных знаков и объяснений назы-вается легендой карты .

    Условные линии

    На картах изображаются условные линии: полюса, линии экватора и градусной сетки (меридианы и па-раллели).

    Экватор

    На равном расстоянии от полюсов земной шар на глобусах и картах опоясывает линия экватора . Длина эква-тора составляет 40000 км.

    Градусная сетка

    Поскольку Земля — шар, все расстояния на ее поверхности мож-но измерять в градусах окружности. Линии меридианов и парал-лелей, разделенные на градусы, называют градусной сеткой . С помощью градусной сетки можно определить географическое положение любой точки на поверхности Земли.

    • Меридианы — это ли-нии, которые пересекают зем-ной шар от полюса до полюса.
    • Параллели — это линии, огибаю-щие земной шар параллельно экватору.

    Линия перемены дат

    Изогипсы (горизонтали)

    На картах территории с близкими абсолютными высотами по-крашены в одинаковый цвет. Отдельные формы рельефа на них не изображены. В мелком масштабе их невозможно показать. Толь-ко отдельные горные вершины и глубокие впадины отмечены точ-ками, возле которых указана их высота или глубина.

    На некоторых крупномасштабных картах рельеф показывают, как и на плане, с помощью горизонталей . На других картах можно видеть изображение рельефа с помощью «отмывки». При этом рисунок гор и долин становится очень наглядным, но определение их высоты затруднено.

    Картографическая проекция

    «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты... По карте можно странствовать так же, как и по земле, но потом, когда попадешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени по пустякам», — это слова писателя Константина Паустовского.

    Кар-ту читают так же, как и книгу, раздумывают над ней. Она отвечает на многие вопросы, ставит новые и помогает ответить на них. Почему именно так текут реки, где лучше построить морской порт, проложить железную дорогу? Эти и другие проблемы мож-но решить, только внимательно изучив карту. Умея читать карту, можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных ус-ловиях они живут, как развито хозяйство в разных странах, и многое другое. Уметь читать и понимать карту должен научиться каждый, ибо без знания кар-ты нет

    Люди тщеславны. Блогеры тщеславны тем более. Они меряются местами в топе, социальными капиталами и прочими атрибутами успеха в виртуальной жизни. Ну а блогеры-путешественники тщеславны втройне. У них есть возможность посоревноваться в числе посещенных стран и городов, в километрах маршрутов и перелетов. Благо, на просторах интернета хватает всевозможных сервисов, позволяющих визуализировать и посчитать свои туристические достижения. Основной из таких инструментов - карты путешествий. Я не ставлю задачу сделать обзор сайтов и программ, позволяющих картировать свои путешествия. Их очень много. Расскажу лишь про те, которыми пользуюсь сам.


    Хотя я не блогер и не путешественник, любопытство и тщеславие и мне не чуждо. Статистику путешествий я тоже стараюсь вести и карты - мой любимый инструмент для этого.

    В этом посте я ограничусь лишь картированием путешествий пост-фактум (нанесением на карты уже пройденных маршрутов). Карты используемые он-лайн в ходе поездок (и бумажные и электронные), навигация и построение маршрутов в он-лайн режиме - тема для отдельного обсуждения.

    Карты посещенных стран

    Самая глобальная карта, доступная туристу или путешественнику, если конечно он не латал на Марс - карта посещенных стран. Такая карта обычно, выполняет и функцию счетчика, указывая число стран.

    Можно найти как минимум десяток сайтов, которые позволяют создавать такую карту интерактивно и предоставляют код для вставки на свою страницу, например, в ЖЖ.

    Отличаются они удобством пользования, графикой и, что самое важное - подходом к числу стран. Кто-то считает только официально признанные независимые государства, кто-то включает и территории с особым статусом (например, Гонконг и Макао), а у кого-то не найти какие-нибудь малоизвестные страны вроде моей любимой Кирибати.

    Я использую самый первый, появившийся в сети сервис (http://douweosinga.com), генерирующий самую простую графически карту:



    Этот сервис считает только "официальные" страны, которых у меня накопилось 61.



    Карты посещенных регионов по странам

    Этот тип карт позволяет закрашивать на карте мира или страны посещенные регионы. Это имеет смысл, прежде всего, для больших стран с федеративным устройством, поэтому такие сервисы есть для США, Канады, Австралии, Бразилии, России.



    Для России такие карты можно построить как минимум с помощью двух сервисов - www.visited.ru и http://xtalk.msk.su/rusmap/ .



    Карты посещенных мест и городов

    Некоторые сервисы позволяют комбинировать посещенные страны и посещенные места. Правда, выбор мест остается привилегией авторов сервиса и не всегда понятен.

    RunKeeper рисует маршруты в GoogleMaps и сохраняет их на своем сайте в аккаунте пользователя.

    Вот, например, карта 12-километровой пешей прогулки по Риге от RunKeeper с дополнительной информацией (время, темп, калории, рельеф и график изменения темпа):


    А это GPS-трекинг прогулки по Сан-Франциско длиной 16 км:



    Единственный большой недостаток RunKeeper"a - это его глючность. При длинных маршрутах он часто виснет и не дает записать весь маршрут. Впрочем, может быть это связано не с приложением, а с его носителем.

    Карты железнодорожных маршрутов

    Для этих целей я не нашел пригодного сервиса. Карту своих маршрутов по ж-д я построил в Maps Engine Гугла, не слишком заботясь о точности отображения железных дорог. На мелком масштабе это выглядит так:



    Карты и базы данных авиаперелетов

    Здесь, в отличие от ж-д, есть несколько хороших сервисов, позволяющих вести базу данных авиаперелетов и отображать их на карте. Я использую сервисы Flight Memory (http://www.flightmemory.com) и Open Flights (http://openflights.org/). Один из них лучше подходит для ведения базы перелетов, а другой - лучше строит карты. К счастью, данные Flight Memory можно импортировать в Open Flights.

    Оба сервиса позволяют вести базу данных авиаперелетов, генерируют массу занимательной статистики и карты полетов.

    Вот, например, моя общая статистика полетов за 2010-2012 (более ранние перелеты я пока поленился вводить) из Flight Memory:



    А вот статистика по аэропортам, авиакомпаниям, самолетам, маршрутам:



    Flight Memory генерирует отдельные карты для внутренних и международных перелетов, что на мой взгляд, неудобно. Так выглядит моя карта международных перелетов за 2010-12 из Flight Memory:



    Карта из Open Flights мне кажется и по графике удачней и полеты она не делит на внутренние и международные. Моя карта полетов 2012 года (21):



    Удачного вам удовлетворения своего любопытства и тщеславия. Карты розданы.

    Люди тщеславны. Блогеры тщеславны тем более. Они меряются местами в топе, социальными капиталами и прочими атрибутами успеха в виртуальной жизни. Ну а блогеры-путешественники тщеславны втройне. У них есть возможность посоревноваться в числе посещенных стран и городов, в километрах маршрутов и перелетов. Благо, на просторах интернета хватает всевозможных сервисов, позволяющих визуализировать и посчитать свои туристические достижения. Основной из таких инструментов - карты путешествий. Я не ставлю задачу сделать обзор сайтов и программ, позволяющих картировать свои путешествия. Их очень много. Расскажу лишь про те, которыми пользуюсь сам.

    Хотя я не блогер и не путешественник, любопытство и тщеславие и мне не чуждо. Статистику путешествий я тоже стараюсь вести и карты – мой любимый инструмент для этого.

    В этом посте я ограничусь лишь картированием путешествий пост-фактум (нанесением на карты уже пройденных маршрутов). Карты используемые он-лайн в ходе поездок (и бумажные и электронные), навигация и построение маршрутов в он-лайн режиме – тема для отдельного обсуждения.

    Карты посещенных стран

    Самая глобальная карта, доступная туристу или путешественнику, если конечно он не латал на Марс – карта посещенных стран. Такая карта обычно, выполняет и функцию счетчика, указывая число стран.

    Можно найти как минимум десяток сайтов, которые позволяют создавать такую карту интерактивно и предоставляют код для вставки на свою страницу, например, в ЖЖ.

    Отличаются они удобством пользования, графикой и, что самое важное – подходом к числу стран. Кто-то считает только официально признанные независимые государства, кто-то включает и территории с особым статусом (например, Гонконг и Макао), а у кого-то не найти какие-нибудь малоизвестные страны вроде моей любимой Кирибати.

    Я использую самый первый, появившийся в сети сервис (http://douweosinga.com), генерирующий самую простую графически карту (1):

    Этот сервис считает только «официальные» страны, которых у меня накопилось 61.

    Еще один вариант карты – от http://bighugelabs.com - выглядит неплохо, но приплюсовывает мне Гонконг, Макао и Аландские острова (2):

    Самая симпатичная с точки зрения графики, но не самая удобная для вставки на свой сайт – карта от http://www.ammap.com/ (3):

    Карты посещенных регионов по странам

    Этот тип карт позволяет закрашивать на карте мира или страны посещенные регионы. Это имеет смысл, прежде всего, для больших стран с федеративным устройством, поэтому такие сервисы есть для США, Канады, Австралии, Бразилии, России.

    Для России такие карты можно построить как минимум с помощью двух сервисов – www.visited.ru и http://xtalk.msk.su/rusmap/ .

    Карты посещенных мест и городов

    Некоторые сервисы позволяют комбинировать посещенные страны и посещенные места. Правда, выбор мест остается привилегией авторов сервиса и не всегда понятен.

    RunKeeper рисует маршруты в GoogleMaps и сохраняет их на своем сайте в аккаунте пользователя.

    Вот, например, карта 12-километровой пешей прогулки по Риге от RunKeeper с дополнительной информацией (время, темп, калории, рельеф и график изменения темпа) (15):

    А это GPS-трекинг прогулки по Сан-Франциско длиной 16 км (16):

    Единственный большой недостаток RunKeeper’a – это его глючность. При длинных маршрутах он часто виснет и не дает записать весь маршрут. Впрочем, может быть это связано не с приложением, а с его носителем.

    Карты железнодорожных маршрутов

    Для этих целей я не нашел пригодного сервиса. Карту своих маршрутов по ж-д я построил в Maps Engine Гугла, не слишком заботясь о точности отображения железных дорог. На мелком масштабе это выглядит так (17):

    Карты и базы данных авиаперелетов

    Здесь, в отличие от ж-д, есть несколько хороших сервисов, позволяющих вести базу данных авиаперелетов и отображать их на карте. Я использую сервисы Flight Memory (http://www.flightmemory.com) и Open Flights (http://openflights.org/). Один из них лучше подходит для ведения базы перелетов, а другой – лучше строит карты. К счастью, данные Flight Memory можно импортировать в Open Flights.

    Оба сервиса позволяют вести базу данных авиаперелетов, генерируют массу занимательной статистики и карты полетов.

    Вот, например, моя общая статистика полетов за 2010-2012 (более ранние перелеты я пока поленился вводить) из Flight Memory (18):

    А вот статистика по аэропортам, авиакомпаниям, самолетам, маршрутам (19):

    Flight Memory генерирует отдельные карты для внутренних и международных перелетов, что на мой взгляд, неудобно. Так выглядит моя карта международных перелетов за 2010-12 из Flight Memory (20):

    Карта из Open Flights мне кажется и по графике удачней и полеты она не делит на внутренние и международные. Моя карта полетов 2012 года (21):

    Вопросы

    При всем многообразии сервисов для построения карт маршрутов и путешествий идеальных средств нет. В связи с этим остается несколько вопросов.

    Есть ли какие-то универсальные сервисы для ведения статистики путешествий с маршрутами и картами – по типу Flight Memory, но для любых типов передвижений?

    Есть ли специализированные сервисы для построения маршрутов по ж-д и по морю?

    Ну и буду рад любым советам по теме.

    Удачного вам удовлетворения своего любопытства и тщеславия. Карты розданы.