Конспект урока "группировка слагаемых"
1. Вычисли значения выражений, используя приём группировки слагаемых.
2. С одного участка собрали 3 корзины огурцов, а с другого - 5 корзин. В каждой корзина было по 30 кг огурцов.
Объясни, что означают выражения.
3. Из 28 м ткани сшили 7 одинаковых пальто. Сколько таких пальто можно сшить из 340 м такой же ткани?
4. Вычисли значения выражений.
252:9*6:4=42 27*6-76:9+30=188
144*5:8:30=2 154:7 - (64+36) : 25=18
5. В актовом зале школы 360 мест. Сколько осталось свободных мест после того, как 4 класса, по 27 учащихся в каждом, и 5 классов, по 32 ученика в каждом, занятии свои места?
6. Выполни деление с остатком и сделай проверку.
83:6 67:9 54:16 70:12
7. За 8 м льняной ткани заплатили 368 р., а за 6 м шёлковой ткани заплатили 552 р. Во сколько раз цена шёлковой ткани больше цены льняной ткани?
8. На отрезке АВ отмечены точки М и N так, что точка N делит отрезок АВ пополам, а точка М лежит между точками А и N. Найди длину отрезка АВ, ели длина отрезка АМ равна 18 см, а длина отрезка MN в 3 раза меньше.
9. На столе лежит 10 пронумерованных мешков, в каждом из которых лежит 10 золотых монет. В одном из мешков все монеты фальшивые. Масса настоящей монеты равна 10 г, а масса фальшивой - 9 г. Как с помощью весов со шкалой в граммах определить, в каком из мешков находятся фальшивые монеты, используя весы только для одного взвешивания? (Весы могут взвешивать груз, масса которого не более 750 г.)
1. В роще 370 берёз, 258 лиственниц, 230 рябин и 42 тополя. Составь выражение для ответа на вопрос:
1) на сколько больше берёз и лиственниц, чем рябин и тополей?
2) во сколько раз меньше лиственниц и тополей, чем рябин и берёз?
Вычисли значения составленных выражений.
2. Вычисли значения выражений, используя приём группировки слагаемых.
87+139+213+61 596+122+17+104+78
368+73+27+132 28+65+454+135+46
3. С первой грядки сняли 47 кочанов капусты, со второй - 48 кочанов, с третьей - 53 кочана, а с четвертой - 52 кочана. Сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?
Реши задачу выражением, значение которого вычисли с помощью приёма группировки.
4. Выполни действия.
576:6*8-200:8*5=643 (868:7+92):3-156:4=33
300:4:25+679:7=100 432:6: (53*4-1000:5)=6
5. На уборке зерна работало сначала 9 бригад, по 12 человек в каждой. Затем из их числа выделили 4 бригады, по 18 человек в каждой, на другую работы. Сколько человек продолжает уборку черна?
6. За 4 одинаковые коробки конфет заплатили 340 р. Сколько стоят 8 таких коробок?
Реши задачу двумя способами.
7. Сравни.
2 м 2 дм и 202 дм 5 кг 50 г и 550 г
1 кг 60 г и 160 г 1 м 20 см и 120 см
7 дм 4 см и 740 см 9 ч 30 мин и 930 мин
8. Один рабочий за 7 ч изготовил 588 деталей, каждый час поровну. Другой рабочий то же количество деталей изготавливает за 6 ч, каждый час поровну. На сколько больше деталей в час изготавливает второй рабочий, чем первый?
9. Может ли быть в одном месяце 5 воскресений?
Математика. 4 класс.
Тема урока: «Группировка слагаемых»
Учебный материал для детей и учителя : карточки для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, учебник «Математика» 4 класс, М., Просвещение,2014 год, рабочие тетради, материалы для групповой работы.
Цели темы. Сформировать представление о приёмах рационального вычисления.
Группировки слагаемых;
Округления слагаемых.
Алгоритмы:
Округления чисел при сложении;
Определения среднего арифметического числа.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Цели урока.
Актуализировать:
Знания о переместительном свойстве сложения;
Умение выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Понятия «группировка слагаемых», «округление слагаемых»;
Приём группировки слагаемых и алгоритм округления чисел.
Научить:
Определять приём группировки слагаемых и обосновывать своё мнение;
Определять порядок округления чисел при сложении и обосновывать своё мнение;
Вычислять выражение, используя известный алгоритм округления чисел при сложении;
Решать задачу, используя при вычислении алгоритм округления чисел;
Использовать речь для регуляции своего действия
Термины и понятия: группировка слагаемых, округление слагаемых, среднее арифметическое число.
Планируемые результаты
Личностные
Проявлять:
Интерес к изучению темы;
Положительное отношение к изучению темы;
Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Предметные
Выполнять приём группировки слагаемых;
Вычислять выражение, используя известный алгоритм округления чисел при сложении;
Решать задачу, используя при вычислении алгоритм округления чисел.
Познавательные умения :
Раскрывать значение понятий «группировка слагаемых»,
«округление слагаемых» и использовать их в активном словаре;
Определять приём группировки слагаемых и обосновывать своё мнение;
Определять порядок округления чисел при сложении и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения :
Выполнять учебное действие, используя алгоритм;
Выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные умения :
Использовать речь для регуляции своего действия;
Согласовывать позиции при работе в группе и находить общее решение.
План урока.
I . Орг.момен т.
Психологический настрой. Подарите друг другу улыбки.
«С хорошим настроением принимайся за работу»
Девизом нашего урока я взяла вот такие слова математика Дьерда Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.»
Как вы понимаете это высказывание?
II . Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Работа с числами.
Запишите самое маленькое двузначное число. Что вы о нём можете рассказать?
Запишите все круглые двузначные числа в порядке возрастания?
При сложении каких двух однозначных чисел получится 10?
В таблице умножения при умножении каких чисел получатся круглые?
Разминка для ума (логические задания)
Что тяжелее 1кг железа или 1кг ваты?
Одно яйцо варится 4мин.Сколько минут надо варить 6 яиц?
Какая фигура изображена? Как называется отрезок, который не лежит на одной стороне и соединяет две вершины многоугольника.Из какогоколичества треугольников состоит фигура? Покажите.
–Над чем мы работали на последнем уроке? Чему учились?
Сравните выражения в каждой паре. Чем похожи и чем отличаются выражения?
Найди значения выражений любой пары.(Письменно).Проверка!!
72-9-3+6= 66 48-6+7+8=57
72:9∙3:6= 4 48:6∙7:8=7
Вывод!
Верно ли утверждение, что значение выражений в каждой паре одинаковы? Докажите!
17+(4∙3) ∙2-8=33 8∙(4+3)+6-4=37 58
17+4∙(3 ∙2)-8=33 8∙4+(3+6)-4=37
III . Проблемная ситуация. Вхождение в тему.
Вы знаете, в каком порядке выполнять действия в выражении!
Попробуйте быстро найти значение этого выражения
53 + 264 + 136 + 30 + 47 =?
Получилось?.Используя свои знания, подумайте как удобно и быстро найти знач.этого выражения!
Какие математические свойства использовали?
Это свойство сложения называют переместительное и сочетательное. В чем заключается его смысл?
Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Сочетательное свойство: два соседних слагаемых заменяем их суммой.
Заметим что первое и пятое слагаемое, а также второе и третье слагаемое в сумме дают круглые числа. Используя группировку этих слагаемых получим
(53+47)+(264+136)+30=100+400+30=530
V . Определение темы урока. Постановка цели и задач.
1)- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Группировка слагаемых
Какие цели мы перед собой поставим?
-Научиться вычислять выражение,используя прием группировки.
2)Пробное действие №1 у доски с комментарием.
87+139+213+61=(87+213)+(139+61)=300+200=500
VI . Первичное закрепление.
Ситуация успеха. Для закреп. знаний выполним №2
368+73+27+132=(368+132)+(73+27)=500+100=600
Экспресс-опрос
Как называется математическое действие, в котором используется знак +?
(Сложение).
Как называются числа при сложении?
(Слагаемые).
Как называется результат действия сложения?
(Значение суммы).
Какие свойства лежат в основе приёма группировки слагаемых?
(Переместительное и сочетательное свойства).
Физминутка.
Дети закрывают глаза, опускают голову на парту.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..."
VIII. Закрепление изученного.
1)Работа Задача №3
1. Чтение и анализ задачи.
О чём задача?
Сколько было грядок?
Что надо найти?
2. Составление схемы задачи.
3. Решение задачи.
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Как узнать сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?
2) Работа в паре.
Составьте и решите задачу выражением по нашей теме, используя числа, которые группируются.
Итог. Защита у доски.
IX. Итог. «Приём информации».
Перечислите термины, необходимые для понимания темы.
Что вам понравилось?
Где изученный материал вам может пригодиться?
Какова главная мысль темы?
X . Самостоятельная работа.
Решите данные выражения удобным способом (на листочку). Ваша задача проверить работу соседа по парте (Коллективный разбор выражений, листочки сдать учителю).
167+324+133+76
418+165+35+182
Проверка по эталону . Самооценка
XI . Д\з. Учебник стр.35, №2 (2 столбец),№5, по желанию №9!(дифференцированно)
XII. Рефлексия
Я ставил цель…
Я смог самостоятельно…
Я пока затрудняюсь…
Мне понравилось…
XI. Благодарность за урок.
4 класс |
|
I полугодие |
|
МАТЕМАТИКА |
|
Технологическая карта № 3 |
|
Тема изучения |
Приёмы рациональных вычислений (17 часов) |
Сформировать представление о приёмах рационального вычисления. |
|
Группировки слагаемых; |
|
Округления слагаемых; |
|
Умножения чисел на 10 и на 100; |
|
Алгоритмы: |
|
Округления чисел при сложении; |
|
Определения среднего арифметического числа; |
|
Устного/письменного умножения двузначного числа на круглые десятки; |
|
Письменного умножения двузначного числа на двузначное число. |
|
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
|
Изучение приёмов группировки и округления слагаемых, приёма умножения чисел на 10 и на 100, |
|
приёма умножения числа на произведение, алгоритм определения среднего арифметического чис |
|
ла, алгоритм умножения двузначного числа на круглые десятки, алгоритм умножения двухзначно |
|
го числа на двузначное число (письменное вычисление). |
|
Термины и понятия |
Группировка слагаемых, округление слагаемых, среднее арифметическое число, умножение |
двузначного числа на двузначное число, умножение двузначного числа на круглые десятки. |
|
Планируемый результат |
|
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
|||
Проявлять: |
Познавательные умения: |
Выполнять: |
|||
Интерес к изучению темы; |
Раскрывать значение понятий «группировка слагаемых», «округ |
Вычисление, |
используя |
||
Желание |
определять |
ление слагаемых», «среднее арифметическое число», «умножение |
приём группировки |
||
средний балл |
значения |
двузначного числа на круглые десятки», «умножение двузначного |
гаемых и алгоритм округ |
||
учебных и внеучебных дос |
числа на двузначное число» и использовать их в активном словаре; |
ления чисел при сложе |
|||
Определять приём группировки слагаемых и порядок округления |
|||||
Осознание |
собственных |
чисел при сложении и обосновывать своё мнение; |
Умножение числа на 10, |
||
достижений при освоении |
Определять способы умножения числа на произведение и обосно |
||||
учебной темы. |
вывать своё мнение; |
Устно/письменно |
|||
Определять наиболее удобный способ умножения числа на произ |
ножение двузначного чис |
||||
ведение и обосновывать своё мнение; |
ла на круглые десятки; |
||||
Определять порядок устного/письменного умножения двузначно |
Письменно |
умножение |
|||
го числа на круглые десятки и обосновывать своё мнение; |
двузначного числа на дву |
||||
Определять порядок письменного умножения двузначного числа |
|||||
на двузначное и обосновывать своё мнение; |
Вычислять |
||||
Использовать приобретённые знания при определении средне |
арифметическое |
||||
го балла значения учебных и внеучебных достижений. |
для определения среднего |
||||
Регулятивные умения: |
балла значения учебных |
||||
Соотносить учебное действие, используя известный приём, алго |
и внеучебных достиже |
||||
Выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учеб |
|||||
ного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопо |
|||||
Выполнять самоооценку и взаимооценку учебного задания; |
|||||
Соотносить полученный результат с поставленной целью. |
|||||
Коммуникативные умения: |
|||||
Использовать речь для регуляции своего действия; |
|||||
Комментировать учебное задание в рамках учебного диалога; |
|||||
Комментировать действия устного/письменного умножения дву |
|||||
значного числа на круглые десятки и письменного умножения дву |
|||||
значного числа на двузначное в рамках учебного диалога, используя |
|||||
математические термины;
Адекватно использовать речевые средства для представле
ния результата.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи |
Формы работы |
||||||
Технология |
Информационный материал: |
Фронтальная; |
|||||
Тема «Разметка изделия». |
Учебник «Математика», 4 класс, ч. 1; Рабочая тетрадь № 1, методи |
индивидуальная - |
|||||
ческое пособие для учителя. |
|||||||
Демонстрационный материал: |
|||||||
групповая - |
|||||||
Таблицы: «Среднее арифметическое», «Письменное умножение дву |
|||||||
значного числа на двузначное», «Умножение двузначного числа на |
|||||||
круглые десятки». |
|||||||
Интерактивный материал: |
|||||||
Карточки с учебными заданиями. |
|||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности |
|||
Цели деятельности |
Ситуативное задание |
Планируемый результат |
|
Мотивировать |
Школа получила путёвки для поездки лучших учащихся в лагерь «Зер |
Личностные умения: |
|
чению темы. |
кальный». Необходимо было выбрать самых достойных учеников школы. |
Проявлять интерес к изу |
|
Стимулировать |
Среди четвёртых классов отличников оказалось 10 человек, а поехать в |
чению темы. |
|
ние определять средний |
«Зеркальный» могли только два ученика начальной школы. Тогда было |
Проявлять желание оп |
|
балл значения учебных |
принято решение наградить путёвками тех школьников, которые в рей |
ределять средний балл зна |
|
и внеучебных достиже |
тинге* имеют самый высокий балл в учебных и внеучебных достижениях. |
чения учебных и внеучеб |
|
Учащимся предложили определить средний балл успеваемости по пред |
ных достижений. |
||
метам и средний балл по итогам различных предметных олимпиад. При |
|||
выполнении этого задания они допустили ошибки, и поэтому возникли |
|||
трудности в определении претендентов на поездку. |
|||
Ребята, почему отличники не справились с этим заданием?
Учащиеся предлагали разные версии, но высказывания показали, что они пока не имеют определённых знаний и умений убедительно представить свою позицию.
Есть ли у вас желание научиться определять средний балл значения в учебных и внеучебных достижениях?
* Рtйтинг - это числовой или порядковый показатель, отображаю щий важность или значимость определённого объекта или явления.
II этап. Учебно<познавательная деятельность
Цели деятельности |
Учебные задания |
||||||||
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) |
|||||||||
Блок А. Приём группировки и округление слагаемых |
|||||||||
Задание 1 (З) |
|||||||||
Актуализировать: |
Прочитайте выражение 70 + 50 + 30 и назовите способы его вычисле |
||||||||
перемести |
|||||||||
тельном свойстве |
Назовите каждое значение суммы этого числового выражения. |
||||||||
Назовите наиболее удобный способ вычисления. |
|||||||||
выполнять |
Расскажите правило о переместительном свойстве сложения. (От пе |
||||||||
взаимопроверку учебно |
ремены мест слагаемых значение суммы не изменяется.) |
||||||||
го задания и оказывать в |
Сообщение учителя |
||||||||
сотрудничестве |
Многие приёмы рациональных вычислений в математике основаны |
||||||||
димую взаимопомощь. |
на свойствах арифметических действий и правилах их выполнения. |
||||||||
Например, переместительное свойство сложения лежит в основе |
|||||||||
Понятия |
«группиров |
приёма группировки слагаемых. Смысл этого приёма заключается |
|||||||
ка слагаемых», «округ |
в изменении порядка расположения слагаемых в числовом выраже |
||||||||
ление слагаемых»; |
нии, что позволяет вычислить быстрее. При этом изменение порядка |
||||||||
группировки |
действий обычно показывают с |
Например: |
|||||||
слагаемых |
алгоритм |
73 + 138 + 107 + 50 + 42. Заметим, |
что первое |
слагаемые, |
|||||
округления |
а также второе и пятое слагаемые в сумме дают круглые числа. Ис |
||||||||
сложении |
пользуя группировку этих слагаемых, получим: |
Планируемый результат
Диагностические задания:
1. Учебник, с. 35, № 2.
Выполните вычисление чи слового выражения, используя приём группировки слагае мых.
2. Вычислите значение число вого выражения, используя известный алгоритм округле
ния чисел.
587 + 375 + 498
699 + 787 + 496 + 274
547 + 469 + 828 + 277 + 159
Познавательные умения:
Раскрывать значение поня тий «группировка слагаемых»,
(73 + 107) + (138 + 42) + 50 = 180 + 180 + 50 = 410. |
«округление слагаемых» и ис |
||||||||||||
Научить: |
Ответ: 410. |
пользовать их в активном сло |
|||||||||||
Определять |
Задание 2 (З) |
||||||||||||
группировки |
слагаемых |
Расскажите о приёме группировки слагаемых, используя числовое |
Определять приём группи |
||||||||||
и обосновывать |
выражение: 276 + 13 + 44 + 200 + 57 + 500. |
ровки слагаемых и обосновы |
|||||||||||
Задание 3 (П) |
вать своё мнение; |
||||||||||||
Определять |
Верно ли, что использование порядка действий не влияет на значение |
Определять порядок округ |
|||||||||||
округления |
суммы? Обоснуйте своё мнение. |
ления чисел при сложении и |
|||||||||||
сложении |
обосновы |
Задание 4 (У) Учебник, с. 33, № 1, с взаимопроверкой. |
обосновывать своё мнение. |
||||||||||
вать своё мнение; |
Регулятивные умения: |
||||||||||||
Выполнять |
группировки слагаемых. |
Выполнять учебное дейст |
|||||||||||
группировки слагаемых; |
Задание 5 (У) Рабочая тетрадь, с.24, № 1, с взаимопроверкой. |
вие, используя алгоритм; |
|||||||||||
Вычислять |
Выполните вычисление числового выражения, используя приём |
Выполнять взаимопроверку |
|||||||||||
используя извест |
группировки слагаемых, с опорой на образец. |
учебного задания и оказывать |
|||||||||||
алгоритм |
Сообщение учителя |
в сотрудничестве |
необходи |
||||||||||
ния чисел при сложе |
Для быстрого вычисления выражения используется приём округле |
мую взаимопомощь. |
|||||||||||
ния чисел. |
Коммуникативные умения: |
||||||||||||
Алгоритм округления чисел при сложении |
Использовать речь для регу |
||||||||||||
пользуя при |
Для того чтобы вычислить сумму чисел 697 и 145, используя приём |
ляции своего действия. |
|||||||||||
алгоритм |
округления, надо: |
Предметные умения: |
|||||||||||
ния чисел; |
1) дополнить первое слагаемое до круглого числа: 697 + 3 = 700; |
Выполнять приём группи |
|||||||||||
Использовать речь для |
2) прибавить к полученному результату второе |
слагаемое: |
ровки слагаемых; |
||||||||||
регуляции своего дейст |
700 + 145 = 845; |
Вычислять выражение, ис |
|||||||||||
3) вычесть «добавленные» единицы из полученного |
результата: |
пользуя известный |
алгоритм |
||||||||||
845 – 3 = 842; |
округления чисел при сложе |
||||||||||||
4) оформить сложение чисел, используя округление: |
|||||||||||||
697 + 145 = (700 + 145) – 3 = 845 – 3 = 842. |
Решать задачу, |
используя |
|||||||||||
Приём округления чисел можно использовать в случае, когда нужно |
при вычислении алгоритм ок |
||||||||||||
вычислить сумму более чем двух слагаемых. |
ругления чисел. |
||||||||||||
Например: 286 + 175 + 394. |
|||||||||||||
Округлим каждое слагаемое суммы так, чтобы получить круглое чис |
|||||||||||||
Следовательно, 286 округляем до 300. Для того чтобы дополнить 286 |
|||||||||||||
до 300, нужно добавить 14 единиц, чтобы дополнить 175 до 200, нужно |
|||||||||||||||||||
25 единиц, а чтобы дополнить 394 до 400, нужно 6 единиц. |
|||||||||||||||||||
Для того чтобы сумма не увеличилась, нужно из полученного резуль |
|||||||||||||||||||
тата: 300 + 200 + 400 = 900 вычесть добавленные единицы. Их будет |
|||||||||||||||||||
14 + 25 + 6 = 45 |
единиц. В результате получим |
выражение: 900 – |
|||||||||||||||||
286 + 175 + 394 = 300 + 200 + 400 – (14 + 25 + 6) = 900 – 45 = 855. |
|||||||||||||||||||
Задание 6 (З) |
|||||||||||||||||||
Расскажите алгоритм округления чисел при сложении, используя чи |
|||||||||||||||||||
словое выражение 548 + 297. |
|||||||||||||||||||
Задание 7 (П) |
|||||||||||||||||||
Верно ли, что при вычислении выражения 148 + 297 + 586 использо |
|||||||||||||||||||
вать округление чисел не обязательно? Обоснуйте своё мнение. |
|||||||||||||||||||
Задание 8 (У) Учебник, с. 36, № 1, с взаимопроверкой. |
|||||||||||||||||||
Вычислите значение числового выражения, используя |
алгоритм ок |
||||||||||||||||||
ругления чисел. |
|||||||||||||||||||
Задание 9 (У) Учебник, с. 38, № 1, с взаимопроверкой. |
|||||||||||||||||||
горитм округления чисел. |
|||||||||||||||||||
Задание 10 (У) Учебник, с. 36, № 2. |
|||||||||||||||||||
Решите задачу, используя при вычислении алгоритм округления чи |
|||||||||||||||||||
Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с.28, № 3. |
|||||||||||||||||||
Вычислите значение числового выражения, используя известный ал |
|||||||||||||||||||
горитм округления чисел. |
|||||||||||||||||||
Блок Б. Умножение чисел на 10 и на 100. Умножение числа на произведение |
|||||||||||||||||||
Сообщение учителя |
Диагностические задания: |
||||||||||||||||||
Актуализировать уме |
При умножении любого числа на 10 используют приём, при котором |
1. Выполните вычисление чи |
|||||||||||||||||
приписать |
Например: |
слового выражения, используя |
|||||||||||||||||
Вычислять |
числовое |
38 × 10 = 380 , 50 × 10 = 500. |
приём умножения на круглое |
||||||||||||||||
выражение со скобками; |
При умножения любого числа на 100 используют приём, при котором |
||||||||||||||||||
Выполнять |
приписать |
Например: |
54 × 10 + 83 × 10 |
||||||||||||||||